Прошел год после банковского микрокризиса, повлекшего ущерб деловой репутации некоторых банков. Теперь Банк России установил механизмы «управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях».
По предложенной Центробанком методике, «критические дни» должны определить и специалисты банков, и независимые эксперты, и даже простые вкладчики. Риски разделены на две большие группы: внешние и внутренние. К внешним правовым рискам относится несовершенство правовой системы, невозможность решения отдельных вопросов путем переговоров, нарушения клиентами и контрагентами договоров и тому подобное. К внутренним – нарушения законодательства или договоров. В целях предупреждения негативных последствий Банк России рекомендует руководству банков анализировать, в частности, динамику вынесенных против кредитной организации судебных решений.
Аналогично предлагается исследовать и риски потери деловой репутации. По мнению аналитиков Центрального банка России, опубликование в СМИ негативной информации о кредитной организации или ее служащих является далеко не единственной и не главной причиной нанесения вреда «белому и пушистому» банку. Основные причины кроются в несоблюдении сами банком законодательства и обязательств по договорам, осуществление рискованной кредитной, инвестиционной и рыночной политики, неспособность кредитной организации эффективно противодействовать отмыванию доходов, возникновение конфликта интересов с учредителями, клиентами и контрагентами и т.д.
Поэтому Банк России для предупреждения потери деловой репутации рекомендует не судиться с газетами, а, в частности, соблюдать законодательство и принципы профессиональной этики, стимулировать служащих. Негативные публикации в СМИ предлагается анализировать.
Правда, устанавливая порядок бухгалтерского учета, ни Центробанк, ни Министерство финансов России пока не ответили на важный вопрос: как оценивать деловую репутацию? Ведь в бухгалтерском учете есть специальный счет, на котором каждое юридическое лицо должно отражать стоимость своей репутации. Однако процедуры оценки репутации для действующих предприятий не существует. В отчетности 99% компаний указывают, что она равна нулю. Но это не мешает организациям (в том числе и Альфа-банку) отсуживать у газет многомиллионные суммы за нанесенный репутации ущерб.
Павел Нетупский,
Специально для Фонтанки.ру