Среди участников VII Международного фестиваля современного танца «Открытый взгляд» похожих друг на друга не было. Наверное, каждый танцовщик теперь знает особый секрет. В чем этот секрет, рядовой «непосвященный» зритель не понимает. Но широко открывает глаза (и даже рот), уставившись на сцену, – как и хотели организаторы.
Среди участников Седьмого международного фестиваля современного танца «Открытый взгляд» похожих друг на друга не было. Как и положено фестивалю, он собрал личности сплошь разные, уникальные и своеобычные - ведь организаторов интересуют все танцевальные жанры. Поэтому выступление каждого участника настолько яркое, что диву даешься: как это может быть?
Наверное, каждый танцовщик теперь знает особый секрет. Что он такого сделал, что меня внутри перевернуло – побегал по сцене, покружился, позанимался акробатикой на моих глазах, скорчил рожу и сделал мостик? Вроде ничего особенного, но завораживает и заставляет думать, радует и мучает, печалит или смешит. В чем этот секрет, рядовой «непосвященный» зритель не понимает. Но широко открывает глаза (и даже рот), уставившись на сцену, – как и хотели организаторы.
Казалось бы, танец – он и есть танец. Движения под музыку. А если музыки как таковой нет? А если нет и привычного движения, зато есть прыжки, крики, вздохи, хлопки, драки и эксгибиционизм? Итак, рассказать о современном танце. Показать его. Нелегкая это работа, тяжелая задача. На время фестиваля проблемы отступают, и приходит праздник. Подозреваю, что атмосфера добра, света, радости и открытости царит в мире современного танца всегда, сегодня и ежедневно, а не создается искусственно только на время международных тусовок. Достаточно пару раз погрузиться в эту атмосферу, посетить несколько постановок, чтобы почувствовать необычайную доброту и братство. Им не надо петь по утрам на построении «мы будем одной командой», они и так – и команда, и братья, и сестры, и друзья-товарищи, влюбленные в танец. А вы любите, когда люди танцуют?
На этом фестивале весьма своеобразная публика: не то чтобы богема, но просто свободные люди, и свобода эта – в одежде, в поведении и именно во взгляде. Расслабленная радость, космополитичная простота. Один босой, другой смешной, третий нарочито экстравагантный, четвертый – непосредственный, пятый – серьезный, а все вместе - люди, которые любят танец и живо интересуются творчеством. Они считают современную хореографию великой, и готовы это объяснять на конкретных примерах интернационального мастерства. Они улыбаются друг другу и радуются всему. Таковы организаторы, таковы участники, таковы зрители. У них каждый год летом словно концентрируется в городе Петербурге лучшая танцующая часть планеты Земля.
Мускулистые и гибкие люди для меня – загадка. Нет, я тоже сажусь на шпагат, и мои мышцы – в тонусе. Я только не понимаю, почему все люди на свете – не такие. Ведь это так хорошо, когда ты не рыхлый, не чахлый, не жирный, а упруго-подтянутый. Быть пластичным, сильным, стильным – удобно. Это красиво, в конце концов. Это позволяет быть талантливым, а талант всегда обаятелен. А грани его и проявления – бесконечны.
Вот, например, танцевальная компания Nai Ni Chen представляет собой китайско-американский продукт, смело и удачно смешавший дух свободы Запада и чуткую грацию Востока. Состав танцовщиков транснационален (видели фотографии United colors of Benetton?), энергетика космическая, стиль уникальный, движения завораживают. И вдруг понимаешь, что не слышно стука! Куда уж там с грохотом скачущим классическим «лебедям» до этой глубокой духовности вперемешку с космической энергией! Плавно, мягко, гибко, легко – под звуки флейты, одинокий женский вокал, колокольчики, вой ветра, резкие ритмичные выдохи танцовщиков...
Американская компания Snappy Dance Theatre состоит из семи человек и множества возможностей каждого. «Snappy» по-английски: 1) придирчивый, раздражительный; 2) хрустящий; потрескивающий; 3) находчивый, остроумный; 4) модный, броский; 5) быстрый, стремительный; 6) энергичный, порывистый. Собственно, этот перевод многое и объясняет про американцев. Здорово, когда название так убедительно выражает суть стиля. Добавим к этим словам еще несколько: цирк, силовая акробатика, драматический и кукольный театр, боевые искусства и замечательное чувство юмора – и получится словесный портрет уникального коллектива из Бостона.
По сцене ползает, над сценой прыгает в одном платьице девочка. Лицо ее похоже на маску смерти. Тело напоминает больную спортсменку, лишенную привычного допинга. Движения ее резки и нервны. Она косматая, напряженная, как дикий звереныш. Это Шарлота Рут из Швеции «вырезает идеальную улыбку» (так называется ее работа). Когда героиня Шарлоты улыбается, она похожа на лягушонка (или на Маугли?) или на ожившего мертвеца... Сама фрекен Рут, милейшее скромное создание в жизни, признается, что вдохновение черпала в фильмах Дэвида Линча, которого обожает. Она объясняет, что каждый из нас видит героя любой постановки по-своему. Лично она хотела создать образ чувствительной и одновременно фальшивой женщины
Модный хореограф из Нью-Йорка Мигель Гутиерез поражает почтеннейшую публику своей... экстравагантностью. Слабонервных вместе с малыми детьми предусмотрительно просят удалиться из зала, потому что будет шок и провокация. Мол, мы вас предупредили. И действительно: по сцене ходит с деловым видом абсолютно голый человек в седом парике, вызывая сначала сдавленное хихиканье, а вскоре и громкий гогот с аплодисментами. Человек этот проводит «телемост» с видеомагнитофоном, валяется по полу, экспериментирует с караоке и вообще ведет себя, как многие из нас – когда остаются дома одни и думают, что их никто не видит. Кульминация: голый человек нависает над горящей свечой и фальцетом орет песню (минут пять подряд!), а зал рыдает от смеха. Становится понятно, почему на попе у Мигеля с самого начала был пластырь: свечку-то он гасит, сев на нее. Сам Мигель говорит о своей хореографии просто: «Я пытаюсь создать мир, который мне интересен». Вот раздевается догола, надевает парик – и создает.
«Мы не должны быть похожи друг на друга и не можем все танцевать одинаково», – считает Даг Варун. В его цельной труппе каждый – личность и солист. Кажется, его танцоры умеют летать. Их поддержки напоминают элементы фигурного катания. Они владеют отличной базовой подготовкой – со всеми классическими батманами, арабесками и па, а сверху наслаивают свои жесты, позы и, можно сказать, выкрутасы. И этим передают мельчайшие нюансы характера и душевные переживания. Они даже просто стоять умеют впечатляюще выразительно. Танцоры компании Дага Варуна – самые стильные, самые мощные, самые состоявшиеся. Люди, которые обожают то, что они делают, и делают это великолепно – что может быть прекраснее такого искусства?
Впрочем, эти мастера и монстры – всего лишь гастролеры в нашем городе. А собравшая их вместе танцевальная компания «Каннон Данс» живет и работает здесь уже шесть лет. У них свой язык, свой стиль, отточенная техника, отменный вкус и завидное чувство юмора. Они тоже много гастролируют, работают с приглашенными зарубежными хореографами и больше жизни, похоже, любят танцевать. А еще они любят людей вообще и настоящих профессионалов в частности.
Мария Кингисепп,
Фонтанка.ру