Что в подводном мире создает меньше всего шума? Это вовсе не молчаливые рыбы – любой специалист по гидроакустике скажет вам, что рыбы – это самые шумные существа в море. А российским специалистам удалось создать аппарат, реклама которого звучала так: «единственное бесшумное создание в море».
Ровно 25 лет назад на Амурском судостроительном заводе была спущена на воду неатомная подводная лодка третьего поколения проекта 877 (натовское обозначение – класс "Kilo"). Четвертьвековой юбилей совпал со спуском на воду 50-й лодки этого класса, а также со строительство 25-й подводной лодки на экспорт. Этот тройной праздник и отметили на Втором международном военно-морском салоне, который в эти дни проходит в Петербурге.
Подводная лодка третьего послевоенного поколения была спроектирована в петербургском ЦКБ морской техники «Рубин». Главный конструктор бюро, академик РАН Игорь Спасский рассказал, что начать проектировать дизель-электрическую подводную лодку было непросто. Руководство Советского Союза решило, что «Рубину» будет достаточно атомных подводных лодок, а неатомные будет разрабатывать горьковский «Лазурит». В результате всех этих политических разногласий строительство новых неатомных лодок вообще оказалось под вопросом, так как предприятия, выпускавшие комплектующие, перестали развивать их производство. Но Спасский был уверен – нельзя сосредоточивать внимание только на атомных подлодках: ведь их можно эксплуатировать далеко не во всех акваториях, а где-то они просто не нужны.
Необходимость создания нового подводного судна была очевидна: развитие гидроакустики шло семимильными шагами, и лодки предыдущего поколения стали «заметны» под водой так же хорошо, как и в надводном положении. Поэтому перед специалистами ЦКБ «Рубин» стояла задача сделать самую бесшумную лодку в мире. Разработки начались в 1975 году, когда генеральным конструктором проекта был назначен Юрий Кормилицин.
И разработчики достигли своей цели: разведки иностранных государств только через 5 лет после спуска на воду этой подводной лодки, когда ее стали продавать на экспорт, узнали, что советский флот оснащен гораздо более современными, чем они думали, подводными кораблями. Об уникальности этих лодок говорит тот факт, что некоторые из них участвовали в учениях НАТО (естественно, несанкционированно) и ни разу при этом не были обнаружены. За то, что лодки практически не обнаруживались противниками, их прозвали «черными дырами» в океане. Сами же специалисты называли проект «Варшавянка», так как лодки предназначались и для продажи странам, входившим в Варшавский договор.
За 25 лет с момента постройки первой лодки российские судостроительные предприятия спустили на воду 50 лодок класса "Kilo", еще 3 сейчас находятся в постройке. Строительство серии велось на трех заводах: «Красное Сормово», «Амурском судостроительном заводе» и «Адмиралтейских верфях». 29 лодок проданы за рубеж: 12 – в Китай, 10 – в Индию, 3 – в Иран, 2 – в Алжир, и по одной в Польшу и Румынию. Ведущим предприятием по постройке лодок этого класса является петербургское ФГУП «Адмиралтейские верфи», со стапелей которого сошли 15 лодок, а еще 3 – строятся в настоящее время.
Подводные лодки этого класса практически универсальны: они могут решать задачи борьбы с другими подводными лодками и надводными кораблями как в открытом океане, так и во фьордах, у рифов и других ограниченных акваториях. Лодка может находиться в автономном режиме до 45 суток. Техническая оснащенность позволяет эксплуатировать ее в любых климатических условиях. На лодке, кстати, созданы все условия для комфорта личного состава – удобные каюты с персональными спальными местами, душевая, кают-компания.
Несмотря на то, что субмарина была создана четверть века назад, она по-прежнему остается конкурентоспособной. И даже создание в ЦКБ «Рубин» лодки четвертого поколения (проект «Лада») не сделают их менее популярными. Дело в том, что оборудование четвертого поколения вполне может быть установлено и на лодках третьего поколения. В ЦКБ МТ «Рубин» выполнены работы по модернизации подводных лодок класса «Kilo», направленные на значительное повышение их боевой эффективности. В первую очередь, это установка ракетного комплекса «Club-S», внедрение которого позволило подводным лодкам этого класса получить новое тактическое качество. Три составляющих делают лодку класса "Kilo" мировым лидером: это боевая мощь, акустическая скрытность и живучесть.
Мария Мокейчева,
Фонтанка.ру