Если в петербургском метро случится авария, и оно будет полностью обесточено, резервных источников питания хватит только на 40% подземки. Как заявил журналистам после учений МЧС в электродепо «Автово» глава министерства Сергей Шойгу, до последнего времени резервные генераторы часто просто исключались из проекта. Между тем, как заявил министр, именно отсутствие света и связи были главными причинами паники во время теракта в московском метро. Сегодняшние учения должны были помочь исправить те ошибки.
Журналистов, собравшихся у входа в электродепо к 12 часам, на территорию сначала не пускали. Сотрудники метрополитена непременно хотели сначала собрать всех вместе для инструкции по технике безопасности. Она началась традиционными словами о том, что метро – источник повышенной опасности, а в электродепо в первую очередь надо бояться контактного рельса под напряжением в 825 вольт. Со всех взяли расписку об ознакомлении с инструкцией.
Наконец, на помост поднялся Сергей Шойгу и еще человек десять. Ведущий учений начал говорить в микрофон о международной террористической угрозе, взрывах в Москве, Беслане, ударах по Нью-Йорку и даже Вашингтону, сильном и жестоком враге. Как только он перешел собственно к изложению легенды сегодняшних учений МЧС в питерской подземке, из тоннеля потянуло едким дымом, а затем взорвались два взрывпакета.
- Хороший запах, приятный, - комментировали пожарные офицеры и объяснили, что шашки на самом деде имитировали взрыв внутри тоннеля.
Дым быстро сгущался, его несло на телекамеры и помост с почетными гостями. Через пару минут все скрылись в густом мареве. Затем так же неожиданно, как появился, дым рассеялся. Стало видно, что четверо сотрудников аварийной службы метро быстро устанавливают на рельсы легкую тележку. К ней подбежали пожарные, погрузили носилки и бегом покатили в тоннель. Вдруг раздались крики «помогите, на помощь!», и стали выбегать люди, поддерживая друг друга.
К входу в тоннель подъехал пожарный поезд метро – три синих платформы с бочкой и десятью распылителями, установленными по кругу спереди. Однако в тоннель он не поехал. Вместо этого от него потянули туда пожарный рукав. Неожиданно сзади подъехали джипы ОМОНа и несколько микроавтобусов МЧС. Спасатели бросились к входу в тоннель. Некоторые несли циркулярные пилы и пневматические ножницы. Одновременно милиционеры выставили вокруг оцепление. На лужайку приземлился спасательный вертолет МЧС. Из тоннеля начали выносить «пострадавших». На рукавах у них была белая повязка с буквой «П». Первых двух погрузили в вертолет, а остальных понесли к оборудованному рядом медпункту под флагом с красным крестом.
Тут по рации, которую держал один из пожарных офицеров, передали, что горение в тоннеле ликвидировано, продолжается эвакуация и вскрытие обшивки вагона. Вертолет улетел, и стало слышно, что внутри действительно работает спецтехника. На оранжевой дрезине подъехали аварийщики метрополитена, которые должны были восстановить пути и расцепить вагоны. Гудя, дрезина медленно втянулась в жерло тоннеля. В мегафон объявили, что учения закончены, и журналистов просят подойти к помосту для встречи с Сергеем Шойгу.
Министр сказал, что в целом он учениями доволен: «Всегда приятно смотреть на новую технику, на хороших, образованных, подготовленных ребят». Однако он тут же заявил, что вообще-то важно не как одеты пожарные, а более глубокие вопросы. «Вот вы видели вертолет? Он тут приземлился, а меня волнует, куда он улетел потом», - привел пример Сергей Шойгу. Дело в том, что ни в одной больнице Петербурга нет вертолетной площадки. Министр пообещал, что до конца года они проявятся хотя бы в двух больницах.
Сергея Шойгу спросили, что он думает о проходящем в Петербурге Военно-морском салоне. Глава МЧС ответил, что его ведомство даже участвует в этой выставке, а представленный МЧС гидросамолет "Бе-200" на пожароопасный период вообще останется в Петербурге.
На салоне Шойгу больше всего интересовали суда на воздушной подушке («когда идет корюшка, у нас больше всего работы», - отметил он), а также несущие до 250 метров боновых заграждений лодки, которые можно сбрасывать с вертолета.
Через несколько часов в бизнес-центре «Петровский форт» начался второй этап учений. По официальной легенде этой части, в 10 часов утра террористы захватили в бизнес-центре заложников и угрожали взрывом. В результате штурма один из боевиков взорвал гранату. Силы МЧС должны были отрепетировать эвакуацию пострадавших и тушение пожара. На самом деле, взрывов и дыма на учениях было гораздо больше, чем от одной гранаты.
Весь Финляндский проспект перед главным входом в бизнес-центр был оцеплен. За углом на Сампсоньевском ждали своего часа более сорока машин пожарных, спасателей, скорой помощи и милиции. Человек двадцать строителей, бросив работу, наблюдали за происходящим с балконов недостроенного высотного жилого комплекса...
- Статисты, уйдите все из окон, и закройте их, - рявкнул кто-то в микрофон.
«Как только выверните из-за угла, сирены выключайте», - отдавал кто-то последние распоряжения по рации. От Сампсониевского моста появился кортеж. Из губернаторского «Мерседеса» вышли Валентина Матвиенко и Сергей Шойгу. Ведущий начал излагать легенду. На словах «оперативное реагирование на складывающуюся обстановку» он перешел почти на крик и вдруг замолчал. И тут же раздался взрыв – посреди Финляндского проспекта вспыхнул до сих пор мирно стоявший там разбитый белый "Запорожец". Где-то у стены бизнес-центра рвануло еще два взрывпакета, из окна верхнего этажа повалил дым. Из окна автобуса мобильного штаба пожарной службы раздались звуки крики о помощи и, кажется, даже стрельба. Оказалось, призывы на помощь в тоннеле метро тоже симулировал обычный магнитофон.
Из-за угла вылетели джипы ОМОНа, микроавтобус группы разминирования и пожарная «Газель». Ведущий сообщил, что у входа обнаружены еще два взрывных устройства. «Запорожец» быстро потушили, а к макетам взрывчатки пополз робот-минер.
С крыши «Петровского» повалил густой дым. К бизнес-центру стали одна за другой подъезжать пожарные машины и «Газели» спасателей, которые должны были разбирать внутри «завалы». Из окон по веревкам начали эвакуироваться первые пострадавшие. Тут из входа в центр вылетел какой-то спасатель и побежал к штабу учений. По нему было видно, что произошло, что-то нештатное. Через некоторое время проходивший мимо корреспондента «Фонтанки» чин МЧС спросил другого «А Витька-то живой?». Как оказалось, один курсант действительно пострадал, слишком быстро спускаясь по веревке.
У «Петровского форта» скопились пожарный кран, три лестницы по 30 метров и две пятидесятиметровых. По всем велась эвакуация. По самым большим лестницам вверх-вниз скользили специальные лифты. На одной был закреплен специальный чулок, в котором человек медленно соскальзывал к земле, по другой просто спускались люди. Продемонстрировали несколько вариантов спуска на тросе, использовали веревочную лестницу, сбрасывали муляжи человека на «купол жизни».
«Пострадавших» на носилках несли в медпункт, «спасенные» бежали через милицейское оцепление к фильтрационному пункту. Некоторых еще по дороге довольно жестко клал лицом в асфальт ОМОН и, вполне натурально заломав руки, куда-то тащил.
- Шесть человек погибли, девять получили тяжелые поражения, - озвучил виртуальные потери ведущий.
Через полчаса после начала операции дали отбой: из здания вывели всех людей, а пожар был потушен. Хорошо, что это были только учения.
Николай Конашенок,
Фонтанка.ру