Только двое подсудимых по делу об убийстве Галины Старовойтовой признаны в четверг виновными по статье 277 УК РФ – «Терроризм». Суд, таким образом, не нашел убедительными доводы адвокатов, опровергавших как саму причастность подзащитных к убийству депутата Госдумы, так и политическую подоплеку преступления. Между тем, остальные находившиеся на скамье подсудимых фигуранты этого дела были освобождены из-под стражи в зале суда. Так что приговор по праву можно назвать сенсационным.
Суд приговорил Юрия Колчина к 20 годам строгого режима по статье 277 (терроризм). Виталий Акишин получил 23 года и 6 месяцев строгого режима по статьям 277 (терроризм) и 105 (умышленное убийство). Юрий Ионов и Игорь Краснов были оправданы, Алексея Воронина и Игоря Лелявина освободили из-под стражи за истечением срока давности преступления.
Суд не нашел доказанной вину Краснова и Ионова по статье 277 (терроризм), так как в ходе судебного следствия было установлено, что они не знали, что готовят посягательство на жизнь государственного деятеля. Действия Воронина и Лелявина были переквалифицированы на статью 316 – сокрытие следов преступления. Так как это преступление не относится к тяжким, сроки давности по нему истекли.
Напомним, что Галина Старовойтова, депутат Государственной думы РФ, была убита 20 ноября 1998 года в подъезде собственного дома. Тогда же был серьезно ранен ее помощник Руслан Линьков, который встретил Старовойтову в аэропорту с рейса Москва – Петербург и помогал ей донести до квартиры вещи. По факту убийства Галины Старовойтовой было возбуждено уголовное дело по статье 277 УК РФ – «Терроризм, покушение на жизнь государственного или общественного деятеля». Таким образом, изначально в качестве основного мотива преступления следствие рассматривало политическую деятельность депутата Госдумы.
Преступники бросили в подъезде и во дворе дома Старовойтовой на канале Грибоедова оружие – пистолет «Беретта Гардоне» и пистолет-пулемет «Аграм 2000». Последний имел характерную поломку: магазин выпадал при стрельбе, и его приходилось фиксировать при помощи щепки. «Беретта» была переделана под стрельбу отечественными патронами. Именно особенности оружия, как станет известно позднее, послужили для следствия отправной точкой на пути раскрытия преступления. Спустя два года, осенью 2000-го, благодаря показаниям одного из свидетелей появились первые подозреваемые. Еще через два года, осенью 2002-го, после того как признательные показания дал один из них – Алексей Воронин, были задержаны еще пять человек – Игорь Лелявин, Юрий Ионов, Игорь Краснов, Виталий Акишин и Юрий Колчин. Последних двоих следствие считало непосредственным исполнителем и организатором преступления, соответственно. Всем остальным вменялось соучастие. В отношении этих шестерых обвиняемых дело было выделено в отдельное производство и в декабре 2003-го передано в суд. От следствия скрывались еще пять человек – Евгений Богданов, Сергей Мусин, Олег Федосов, Павел Стехновский и Вячеслав Лелявин (старший брат Игоря Лелявина). Последние двое в прошлом году были арестованы, недавно в Городской суд передано дело в отношении них. Богданов и Мусин до сих пор числятся в розыске.
Нападавших, как уже установлено, было двое. Один из них, показал в суде Руслан Линьков, был переодет в женские парик и плащ. По версии следствия, это был Олег Федосов, который пользовался «Береттой». Из «Аграма» стрелял Виталий Акишин.
Перед нападением, как было установлено в ходе предварительного и судебного следствия, за Галиной Старовойтовой осуществляли слежку, прослушивали ее телефонные переговоры. С этой целью Алексей Воронин и Игорь Краснов установили диктофон в подъезде дома на канале Грибоедова, подключив его к телефонной «паре». Юрий Ионов, как следовало из материалов дела, подвозил их на машине к дому Старовойтовой для установки прослушки, а после убийства забирал с соседней площади Федосова. Юрий Колчин был организатором преступления, роль его «правой руки» следствие приписывает Евгению Богданову. Остальные обвиняемые, как утверждает обвинение, также участвовали в подготовке преступления на разных стадиях.
После ареста только Алексей Воронин признал себя виновным, дал признательные показания и активно сотрудничал со следствием. В самом конце судебного следствия он заявил, что признает себя полностью виновным. Ионов и Краснов признали вину частично уже в суде. Колчин, Акишин и Лелявин настаивали на своей полной непричастности как к самому убийству, так и к его подготовке.
По одной из версий, которые настойчиво выдвигала сторона защиты, Галину Старовойтову убили не из-за политических целей, а с целью ограбления. Она будто бы везла из Москвы в Петербург миллион долларов наличными на выборы. Напомним, что осенью 1998 года шла избирательная кампания в питерский парламент, и Галиной Старовойтовой был сформирован блок «Северная Столица». Но в ходе следствия «денежная» версия не подтвердилась.
Ирина Тумакова,
Фонтанка.ру