Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Военно-морской салон в Петербурге: кораблестроение развивается

Военно-морской салон в Петербурге: кораблестроение развивается

289

В Петербурге приступил к работе Второй международный военно-морской салон IMDS-2005. Официальное открытие салона состоится в четверг, но уже в среду на салоне собрались специалисты со всего мира.

В Петербурге открылся Второй международный военно-морской салон IMDS-2005. Для Петербурга проведение салона символично – ведь строительство самого города началось с верфей, да и звание морской столицы России у города никто не отнимал. Официальное открытие салона состоится завтра, но уже сегодня на салоне активно работают специалисты со всего мира, специально приехавшие сюда.

Несмотря на свою недолгую историю, салон уже вошел в тройку мировых лидеров военно-морских выставочных мероприятий, а в чем-то и превзошел их. Так, только здесь, кроме военно-морской техники, можно увидеть морскую авиацию в полете - над Финском заливом и на земле, на аэродроме Пушкин. Для посетителей салона запланировано выступление пилотажных групп, а на полигоне «Ржевка» пройдут боевые стрельбы.

Салон должен сыграть большую роль и в налаживании деловых связей между странами: в нем принимают участие 56 иностранных компаний, а посетителями станут 26 официальных зарубежных делегаций из 24 стран (Франция и Китай прислали по 2 делегации). По словам заместителя директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Владимира Полещука, Военно-морской салон является вторым по значимости выставочным мероприятием в России – на первом стоит Международный авиакосмический салон, но он и существует уже 12 лет.

Так как салон – это выставка, то и целью его является, прежде всего, демонстрация не военно-морской мощи России, а способностей отечественных предприятий производить и продавать морское оружие.

Всего в салоне принимает участие около 352 компаний, представляющих всевозможную продукцию, имеющую отношение военно-морской технике и вооружениям. У посетителей есть уникальная возможность увидеть у причалов Морского вокзала боевые корабли и катера, в том числе суда пограничной службы ФСБ РФ. Каждый из них интересен по-своему.

Но, по мнению генерального конструктора ФГУП «МТ ЦКБ «Рубин» академика Игоря Спасского, главный экспонат на салоне – новая современная дизель-электрическая подводная лодка 4-го поколения «Санкт-Петербурга» проекта «Лада». Это лодка 4-го послевоенного поколения, на которой расположено 120 опытных образцов техники, поэтому с технической точки зрения – это настоящий прорыв. Вторая «Лада», скорее всего, будет заложена на «Адмиралтейских верфях» уже в июле.

По мнению начальника управления заказов и постройки кораблей, морского вооружения и военной техники Министерства обороны РФ Анатолия Шлемова, срок строительства такой лодки не должен превышать трех лет. Долгое же строительство первой «Лады» связано с тем, что она потребовала решения серьезных технических вопросов, а также с неудачным периодом для всего флота. По словам Анатолия Шлемова, дизельные подводные лодки нужны на всех флотах, а вот атомные подводные лодки необходимы, прежде всего, на Северном и Тихоокеанском флотах. Потребность же в подводных лодках большая – она исчисляется десятками.

Военно-морское кораблестроение в России развивается. Об этом свидетельствует тот факт, что объем гособоронзаказа впервые превысил объемы экспорта и составил 183 миллиарда рублей. Причем одна четвертая часть госзаказа приходится на военно-морской флот. Еще в 2000 году гособоронозаказ составлял всего 40 миллиардов рублей. Меняется и структура экспорта вооружения. Как сообщил заместитель генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт» Владимир Пахомов, в 2004 году объем экспорта составлял 5,1 миллиарда долларов, причем доля военно-морской техники не превышала 24%. В этом году объемы экспорта планируется сохранить на прежнем уровне, но при этом доля военно-морской техники увеличится до 51%.

Большая часть заказов по строительству военно-морской техники размещается именно в Петербурге, так как здесь находятся ведущие предприятия отрасли. Наиболее популярные экспортные продукты – это подводные лодки, эсминцы, скоростные суда, катера и судна на воздушной подушке. Основными покупателями являются Индия и Китай, интерес проявляют Индонезия, Вьетнам. И даже Греция, входящая в НАТО, приобрела в России 3 судна на воздушной подушке.

Продолжается и разработка новых видов вооружений. Так, уже в сентябре должен быть завершен тендер на строительство головного корабля «Фрегат» для ВМФ РФ, сообщил Анатолий Шлемов. Правда, технический проект до сих пор не готов, но уже к 1 июля он может быть представлен на рассмотрение в НИИ ВМФ и органы военного управления. В тендере участвуют 3 предприятия – наша «Северная верфь», «Севмашпредприятие» из Северодвинска и прибалтийский завод «Янтарь». Сначала предполагалось участие в конкурсе «Балтийского завода», но после подписания соглашения с «Северной верфью» о разграничении сфер деятельности он снял заявку. Стоимость фрегата составит в реальных ценах около 9 миллиардов рублей с полным комплектом вооружения.

По словам Анатолия Шлемова, военно-морской флот России испытывает недостаток в кораблях дальней и ближней морской зоны. Фрегат предназначен именно для решения проблемы с кораблями дальней морской зоны. Кораблем ближней морской зоны должен стать корвет, который может быть сдан ВМФ уже в следующем году. Затем начнется разработка эсминца и авианосца нового поколения. Анатолий Шлемов подчеркнул важность того, что эти корабли задуманы и будут спроектированы и построены именно в России, а не в Советском Союзе.

Несмотря на все сложности, Анатолий Шлемов отметил тот факт, что военное кораблестроение в России по-прежнему остается на высоком уровне. Особенно это касается научных разработок, которые ведутся в конструкторских бюро. Само же производство за 10 трудных лет не только сохранилось, но и эффективно развивается. Единственное, в чем мы отстаем – это информационные системы и автоматика. Сейчас в постройке находится 32 военных корабля разной дальности, в том числе 11 – в Петербурге.

Второй международный военно-морской салон будет работать до 3 июля. За это время пройдет несколько научно-практических конференций, круглых столов, деловые переговоры, посещение предприятий, презентации и пр. В субботу и воскресенье он будет открыт и для обычных посетителей, которые смогут посмотреть и корабли.

Мария Мокейчева,
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях