Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Мягкий телефон и оригами-домик для бомжей (фото)

Мягкий телефон и оригами-домик для бомжей (фото)

585

Что будет с вашим мобильным телефоном, если его уронить или сесть на него, положив в задний карман? Скорее всего, ничего хорошего... А вот мобильный телефон, придуманный Романом Крихели, позволяет безболезненно проделать с ним все вышеперечисленные операции.

Роман Крихели – один из финалистов конкурса инновационного дизайна DIA-2005. Награждение победителей состоялось 2 июня в Москве, а в Петербурге с 23 по 25-ое июня в Bulthaup Center в галерее Дизайна на Большой Конюшенной можно увидеть 29 лучших работ финалистов премии. Потрогать их руками, к сожалению, не удастся: они демонстрируются на жидкокристаллических мониторах. Это сделано потому, что большинство из них являются лишь проектами, которые, может быть, будут воплощены в жизнь. Вход на выставку свободный, а желающие смогут еще и послушать лекции архитектора Михаила Лабазова и дизайнера Евгения Маслова.

Премия инновационного дизайна была учреждена в 2003 году Фондом современного дизайна при поддержке марки KENT. Главный принцип конкурса, по словам координатора проекта Елены Гонсалес, заключается в отсутствии конъюнктуры и «цеховых принципов». Единственными критериями оценки являются креативность и инновационность работ участников.

Что подразумевается под инновационностью? Член жюри DIA-2005 в номинации «Промышленный дизайн», французский дизайнер Алан Зильберштайн объясняет инновационность как «новое качество, которое улучшает старую вещь». Больше всего организаторы конкурса боятся превращения его в академическую структуру, подобную профессиональным союзам, которая будет влиять, определять и диктовать. Тогда невозможно будет соблюсти главную идею проекта: на конкурс должны быть представлены независимые творческие проекты, способные изменить привычный мир.

От участников DIA всегда ждут сюрпризов, а для того, чтобы стимулировать творческую деятельность, – каждый год меняют номинации и приглашают новых членов жюри. Так, в прошлом году Премия инновационного дизайна вручалась в номинациях «Веб-дизайн», «Дизайн интерьеров» и «Дизайн городской среды». В этом году конкурс проходил в номинациях «Архитектура», «Промышленный дизайн» и «Графический дизайн», призовой фонд в каждой из них – 10 тысяч долларов. Оценивают работы настоящие профессионалы, развивающие современный дизайн, но не «классики жанра», а новаторы и разрушители. В этом году победителей определяли разработчик уникальных часов Алан Зильберштайн («Промышленный дизайн»), автор графического оформления альбомов групп «Роллинг Стоунз», «Аэросмит» и др., магистр изящных искусств Стефан Загмайстер («Графический дизайн») и лауреат премии Forty under Forty (вручается раз в 10 лет 40 лучшим архитекторам моложе 40 лет) Шулан Коалтан.

Как же хотят изменить наш мир молодые дизайнеры? Если судить по работам финалистов, то жизнь должна стать более удобной, красивой и яркой. Проще всего реализовать свои идеи участникам номинации «Графический дизайн». Здесь работы, в основном, касаются оформления различных рекламных проспектов, упаковок и печатных изданий. Например, петербургский дизайнер Павел Сивохин разработал дизайн подарочных пакетов, прилагающихся к виниловым пластинкам, а Евгений Корнеев из Москвы придумал систему обозначений и стикеры в помощь изучающим Библию. Эта система цветовых знаков поможет превратить изучение Библии в увлекательный процесс. Игорь Волгин из Новосибирска представил комплект материалов для научной презентации на тему знаковых коммуникативных систем в культуре древнего общества. Дизайнер превратил скучный научный доклад в яркую и графически насыщенную презентацию. Победителем же стал Дмитрий Ковко из Москвы, разработавший олимпийскую форму для сборной России «Москва-2008». Эксперты оценили то, что форма сможет превратить российских олимпийцев в новый узнаваемый спортивный бренд: «когда люди выглядят, как заголовки газет, становится ясно, что они нацелены на победу».

Самой «жизненной» номинацией, конечно, является «Промышленный дизайн». Кроме упомянутого выше «Мягкого мобильника», в финал вышел еще один телефон – на основе цветного сенсорного экрана (автор - тот же Роман Крихели). Облегчить жизнь помогут и придуманная Михаилом Репиным одноразовая ложка для йогуртов Smile, которая позволит есть любимые лакомства в любое время в любом месте, и ключ для снятия любых типов пробок с бутылок, помогающий избежать порезов и сохраняющий внешний вид пробки (специально для коллекционеров). А также порционная упаковка для духов Петра Жарнова, основанная на любимой всеми пузырьковой упаковке. Одна из работ этой номинации – «Оригами. Домики для бомжей» Александра Купцова из Москвы – получила приз зрительских симпатий. Это готовые картонные шаблоны, из которых человек сам может складывать себе дом (по принципу оригами) на одну ночь, а утром выбрасывать в мусорный контейнер. Оставлять их нужно в местах, где их легко смогут найти бездомные. На них же можно печатать информацию о социальных приютах, больницах и других местах, где можно получить помощь. «Этот подход к проблеме спасает жизни людей не на одну ночь, не провоцирует дальнейшее нахождение на улице, а является попыткой подтолкнуть к началу цивилизованной жизни», - говорит автор.

Но победителем в этой номинации стал Владислав Кропачев, придумавший вещь, которая реально может облегчить жизнь многим людям – одноразовый шприц-кнопку. Этот шприц позволит пациентам делать инъекции самостоятельно, безопасно и без специальной подготовки. Достаточно приложить его к коже и нажать сверху пальцем – иголка проколет ампулу с лекарством и укол сделан. Один шприц рассчитан на одну инъекцию. Такой шприц мог бы отлично помочь диабетикам и при проведении вакцинации. Есть информация, что одна из медицинских компаний уже заинтересовалась проектом и планирует выпускать такой продукт.

Но больше всего фантазии, несомненно, проявили участники номинации «Архитектура». Вполне возможно, что их идеи никогда не будут построены на улицах городов, но сама попытка внести что-то качественно новое в традиционную архитектуру заслуживает уважения. Так, Вадим Донцов предлагает устроить у здания Лувра цветники, газоны – в общем, создать атмосферу для пикников. Андрей Асадов явил собственное решение проблемы парковки в крупных городах. Его проект «Шишкин лес» уже имеет реальный заказ на строительство. Принцип устройства сооружения – древесная шишка: лопасти – это отделения для хранения машин, а в центре сооружения – подъемник. Эксперты отмечают экологичность решения проекта: машины нейтрализуют деревья.

Победителями стали две студентки Уральской архитектурной академии – Валерия Рыбьякова и Наталья Чернышева. Их сетчатое здание «POLY XY» как будто пришло из далекого будущего. В его основе – гибкая бескаркасная трансформирующаяся конструкция, которая изменяет форму в зависимости от внешней нагрузки. Такое плетеное здание, которое адаптируется к любым архитектурным и пространственным условиям. Эксперты считают, что это очень элегантный, красивый, но бумажный проект. А вот воплотить его на практике будет сложно при имеющихся материалах. Впрочем, как утверждает куратор номинации «Архитектура» Михаил Лабазов, уже сейчас в западных лабораториях разрабатываются новейшие материалы, которые позволят воплотить в жизнь даже такие, на первый взгляд, нереальные проекты.

Конкурс DIA – общероссийский, за 3 года в нем приняли участие жители более чем 40 городов России. Петербуржцы традиционно составляют около одной шестой части всех участников. Все организаторы конкурса оценили новаторство работ, представленных в этом, что позволяет с большой долей уверенности говорить о перспективности российского дизайна. А значит, и в следующем году стоит ждать сюрпризов.

Мария Мокейчева,
Фонтанка.ру
(фотографии с сайта премии www.diawards.ru)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях