В Петербурге открылся очередной (тринадцатый по счету) кинофестиваль под названием «Фестиваль фестивалей». «Вчера в Каннах – сегодня в Петербурге», - так звучит слоган этого мероприятия, собирающего свежие картины, удачно прошедшие по экранам ведущих мировых фестивалей. Впрочем, в этот раз, как рассказал генеральный директор фестиваля Александр Мамонтов, слоган будет работать в обе стороны. Например, бельгийский режиссер Фредерик Фонтейн, представив свой фильм в Петербурге, сразу отправится с ним в Карловы Вары.
Основу фестиваля составят традиционная международная программа и программа «Новое кино России». Будет показан новый фильм «Мандерлай» Ларса Фон Триера. Продолжение скандального «Догвилля», судя по всему, окажется еще более скандальным. «Я ожидаю, что мой фильм объединит ку-клукс-клан и цветных, потому что и те, и другие захотят после этого меня убить», - это высказывание режиссера уже широко известно прессе.
Самого Фон Триера в Петербурге, правда, нет, но зато приезжают представлять свои фильмы многие другие режиссеры. Уже приехали гости из Бельгии, Финляндии и Израиля. Продюсер и режиссер из Франции Рон Падова, бывший участником предыдущего фестиваля, на этот раз приехал без фильма – он ищет сопродюсера для съемок проекта в Петербурге. «Я думаю, мы поможем Рону», - прокомментировал это Александр Мамонтов.
Среди картин, которые заслуживают особого внимания, — «Отель» Джессики Хаузнер, «Контроль» Нимрода Антала, «Охотники за эдельвейсами» Нико фон Глазова, «Знакомство с Цукерами» Дени Леви, «Однажды в Европе» Ханнеса Стоера, «Марионетки» Андерса Ронноу Кларлунда, «Убить Фрейда» Хоакина Ористреля, «Монгольский пинг-понг» Нинь Хао, «Предместья» Винко Модерндорфера, «Руины» Янеса Бургера, «Загадочная кожа» Грегга Араки, «Быть Стенли Кубриком» Брайана В.Кука, «Дорогая Венди» Томаса Винтерберга, «Хористы» Кристофа Барратье, «7 дней, 7 ночей» Джоэля Кано, «Глупый парень» Лайонела Байера, «Кровь и кости» Сая Йочи. Есть очень любопытные совместные проекты – например, «Эрос» Микеланджело Антониони, Стивена Содерберга и Вонга Кар-Вая.
Есть на фестивале и известные российские гости. Вести церемонию открытия в четверг будет актриса и режиссер Елена Цыплакова, а приз за вклад в кинематограф получит Сергей Юрский. Юрский, по его собственному признанию, в последнее время больше человек театра и литературы, чем кино. Но как раз минувшей ночью он закончил съемки в новом фильме «Не думайте про белую обезьяну». «Мы вместе с Олегом Басилашвили снялись в большом эпизоде на натуре. Работать в белые ночи в Петербурге очень приятно, но это была трудная съемка. Юрий Мамин снимает очень специфическую комедию в стихах и заставляет всех актеров работать под метроном. Все реплики должны были произноситься в определенное время, и Мамин жестоко пресекал любые расхождения», - рассказал Юрский. Последний эпизод фильма, который был отснят минувшей ночью, по словам Юрского, - сон героя. Поэтому, хотя фильм вполне современен, в этом эпизоде нашлось место и для костюмированного кино, и для всевозможной фантасмагории.
По словам артиста, в последнее время качество сценариев заставляет его «активно не участвовать в кинопроцессе». Игра, режиссура, монтаж и всё остальное в поставленных на поток сериалах – небывало низкого уровня. Но для Юрия Мамина и его нового проекта Юрский сделал исключение - из уважения к этому режиссеру. Да и сценарий, написанный самим Маминым, показался Юрскому интересным.
Сейчас же, посмотрев каталог представленных на фестивале фильмов, Юрский надеется, что не все так плохо в нашем кино. Особенные надежды он возлагает на фильм Валерия Огородникова «Красное небо, чёрный снег», который будет показан на открытии.
В программе «Новое русское кино» на фестивале действительно можно найти много интересного. Например, скандальный фильм «Четыре» Ильи Хржановского по сценарию писателя Владимира Сорокина. Этот фильм был снят под эгидой Министерства культуры и получил основную награду на Роттердамском фестивале и фестивале в Буэнос-Айресе. После второго показа в Роттердаме были раскуплены билеты на все шесть сеансов вперед. Но в России его просто испугались и долго не решались выпустить в прокат. В конце концов, картина все-таки вышла и у нас, но довольно ограниченно.
Отметят на «Фестивале фестивалей» специальными ретроспективными показами 100-летие Григория Козинцева и Иосифа Хейфеца. Тенденция всех кинофестивалей этого года – отдельные программы посвященные Второй Мировой Войне. На «Фестивале фестивалей» такая программа будет называться «60 лет без войны», а подготовлена она совместно с институтом Гёте в Петербурге. Будут показаны современные фильмы о войне и наших режиссеров («Свои», «Кукушка», «Красное небо, черный снег»), и немецких. В немецкой части программы, например, фильм «Бункер» о последних часах жизни Гитлера и Евы Браун, который был очень неоднозначно воспринят даже в Германии.
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру