В Петербурге замечена резкая активизация пернатых. Давеча, говорят, из загона ресторана страус убежал, и за ним с мешками начало гоняться все население округи. А на днях случилось и вовсе чрезвычайное происшествие – на пресс-секретаря петербургского губернатора Наталью Кутобаеву напали вороны. И произошло это не где-нибудь, а в самом сердце Петербурга – Смольном.
К счастью, пресс-секретарь оказалась не из робкого десятка. Несколько минут Наталья Владимировна всерьез боролась с пернатыми и, в конце концов, отогнала от себя гневно каркающих агрессоров – птицы выбились из сил и отстали. Пресс-секретарь осталась невредимой. Однако, говорят, это происшествие всколыхнуло Смольный и даже якобы стало предметом особого обсуждения на некоем закрытом заседании – а не провокация ли. Однако вскоре выяснилось, что многие сотрудники Смольного знакомы с вороньим семейством, которое обосновалось в сквере возле памятника Ленину еще несколько недель назад. В общем, оргвыводов решили не делать, а происшествие списали на случайность.
Тем временем, как удалось выяснить корреспонденту «Фонтанки», не одна Наталья Кутобаева пострадала в эти дни от ворон. Одному из сотрудников «Фонтанки» даже пришлось после атаки пернатых делать прививки от столбняка. Агрессивные птицы нападают и на других мирных граждан, которые ничего плохого сделать воронам не хотят. Ежегодно от нападения птиц страдают десятки людей, а также домашних животных (известны случаи, когда вороны клевали котов).
Иногда вороны терроризируют целые учреждения: недавно они держали в страхе детскую инфекционную больницу. Всякого, кто выходил на улицу, вороны без видимой причины клевали и царапали. Поэтому всякий раз, покидая больницу, ее сотрудники брали с собой веники, швабры и другие предметы, которые помогали отражать нападения.
«Фонтанка» решила выяснить, чем вызвана агрессия ворон и обратилась в Зоологический музей РАН. Заведующий отделом орнитологии Владимир Лоскот успокоил нас, заверив, что массовых нападений ворон на петербуржцев не будет и быть не может.
«В последнюю декаду мая и в июне подросшие птенцы ворон покидают гнезда. Но так как маховые перья у них еще небольшие, то они могут только перепархивать с места на место. Они способны планировать вниз, но взлететь вверх пока еще не могут. Часто птенцов можно увидеть в траве или в кронах деревьев невысоко от земли», – рассказал Владимир Лоскот.
Когда человек приближается к тому месту, где находится птенец, его родители начинают нападать, защищая птенца от опасности. Иногда к родителям присоединяются и соседи-вороны, которые так и норовят клюнуть прохожего. Однако никаких серьезных травм вороны не наносят – понимают, что человек все равно сильнее.
Слава богу, агрессия у ворон сезонная – она проявляется только в мае и июне. Потом птенцы вырастают, их родители успокаиваются – и больше никого не клюют.
Александра Балуева,
Фонтанка.ру