В Петербурге вышла в свет книга известного историка Льва Лурье "Преступления в стиле модерн".
Основой ее стали громкие криминальные истории Петербурга 1903-1913 годов, раскрытые начальником сыскной полиции Владимиром Филипповым и его подчиненными. В печатном виде воплотились наработки из архивов для одноименного телесериала (уже дважды прошедшем на «НТВ»).
Эти подлинные истории Петербурга предреволюционного читаются не хуже многих попыток вырисовать вязь городской жизни столичного города. Здесь и убийство стареющей кокотки, и отравление наследника, и мошенничества с паспортами и страховками...
Однако в книге Лурье, помимо чисто детективной линии, видишь и талант сыщиков, и срез быта горожан именно на тот день, и нравы - общества и конкретного сословия. За всем этим стоит немалая работа, как с архивами, так и с криминальной хроникой петербургской периодики тех лет (надо учесть, что архивы сыскной полиции были уничтожены в революционной стихии).
Айсберг мифа о серебряном веке столицы с ее приемами, роскошью и богатством, о России, «которую мы потеряли», словно тает при детальном рассмотрении «предсмертного цветения старого Петербурга». Лурье подчеркивает: «криминальные истории позволяют лучше, чем какой-либо другой источник, разглядеть предреволюционную петербургскую повседневность». И одновременно отмечает психотерапевтический эффект новой книги - и Петербург 90-х (с «легкой руки» Москвы некоторое время ассоциировавшийся с криминальной столицей России), и тем более нынешний Петербург, ничуть не хуже города начала века.
"В Петербурге отсутствовало главное условие общественного спокойствия: порядок, основанный пусть не на законе, так на обычае. Высший свет... потерял авторитет среди населения. Это были скорее светсткие бездельники, нежели элита общества. Ненавидимые разночинной интеллигенцией, они не имели опоры ни в армии, ни в народе, ни у немногочисленного среднего класса..." - читатель, у Вас эффект узнаваемости не сработал?
Корреспонденту «Фонтанки» хочется выразить, если это уместно, сожаление: жаль, что Лурье - историк. И дело не только в том, что, сотвори он нечто художественное, Фандорин Акунина «отдыхал бы»... Глядишь, после распродаж детективов и нашлись бы средства и на «Преступления в стиле барокко» (или классицизм), и на их экранизацию (поскольку сериал «Преступления в стиле модерн» вышел чудесный).