Троица, которую православная церковь отмечает в этом году 19 июня, - самый необычный из двенадцати особо почитаемых церковных праздников. Несмотря на то, что события дня Святой Троицы не связаны с евангельскими сюжетами, именно они ознаменовали собой день рождения Церкви Христовой. Любой церковный праздник – это напоминание о невидимой, но прочной связи, которая существует между Небом и Землей. Но именно в Троицу Небо сходит на Землю для того, чтобы, оставаясь Небом, быть с нами навсегда.
То, что произошло спустя 50 дней после Пасхи, казалось невероятным даже апостолам, многие из которых после воскрешения Христа не спешили исполнять заветы своего учителя, а по-прежнему занимались рыбной ловлей. Ведь они были обыкновенными людьми, и им не верилось, что слова Христа будут иметь продолжение, и что это продолжение может и должно быть сотворено ими - бывшими рыбаками и простолюдинами. В день Пятидесятницы апостолы собрались вместе в Иерусалимской горнице, как и наказывал Христос. «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян.2:1-4).
Догмат о Святой Троице, согласно которому Бог существует в трех неслиянных и нераздельных ипостасях – Отца, Сына и Святого духа - является центральным и самым сложным в христианском вероучении. С богословской точки зрения в этот день в полноте своего Божественного Бытия состоялось явление третьего лица Троицы – Святого Духа. Вселенская Церковь установила празднование этого события еще в апостольские времена, но официально оно вошло в христианский календарь в 381 году после того, как в Константинополе состоялся Второй Вселенский Собор.
На Руси праздник Троицы устанавливается много позже, во времена Сергия Радонежского. Это был тяжелейший период, время, когда татаро-монгольское иго из огненного вихря, порождавшего сопротивление и выявлявшего героев, превратилось в тягостное ярмо, унылую повседневность. Новое поколение русичей привыкло к этому и уже не представляло, что может быть иначе. Для того, чтобы вырваться из привычного круга прозябания, ощутить в себе тот огонь душевный, который и отличает человека от животного, необходимо было нечто, выходящее за привычные рамки. Таким чудом стал для Руси преподобный Сергий Радонежский, в личности которого соединились молчаливое русское трудолюбие, спокойное некрикливое делании и способность к потрясающим духовным взлетам и прозрениям. Именно Сергий, в похвалу которому Андрей Рублев написал свою знаменитую «Троицу», оказался тем духовным катализатором, который был необходим народу, для того чтобы, поверив в свои силы, выйти на Куликово поле и победить.
В этом празднике соединилось многое из того, что не просто дорого русскому народу, но составляет его духовный стержень. В целом Троица охватывает собой сразу несколько праздников. Это и Троицкая родительская суббота (один из четырех общепоминальных дней в году), само Троицкое воскресенье, а также следующий за ним Духов день. Древние славяне почитали также четверг перед Троицей, который звался Семик. В стародавние времена с Троицей было связано множество народных обычаев и праздников.
Последнюю неделю перед праздником наши предки посвящали Весне, которая сумела победить демонов зимы. По обилию самобытной поэзии, гаданий и суеверий ее можно сравнить с рождественскими Святками. Неслучайно она называлась «зеленые Святки». Девушки связывали ветвями молодые березки и проходили под этими зелеными сводами с поцелуями и песней: «Покумимся, кума, покумимся! Нам с тобой не браниться – дружить!» Кума – это семицкая береза, а слово «кумиться» вплоть до 50-х годов девятнадцатого века означало целоваться под этой березой. Семик был праздник девичий, к которому в деревнях готовились задолго: в складчину закупали лакомства, собирали яйца, пекли лепешки. На березы вешали венки, которые девушки в Троицу бросали в воду, загадывая о своей судьбе. Троицкая неделя звалась также «русалочью». Существовало поверье, что русалки (Мавки) в эти дни выходили из воды, качались на ветвях деревьев, где разматывали пряжу, похищенную у тех, кто ложится спать без молитвы, или убегали в поля и заводили там свои странные игры. «Бух! Бух! Соломенный дух! Меня мати родила, некрещену положила». Древние славяне не сомневались в том, что русалки – это души младенцев, родившиеся мертвыми или умершие некрещеными. Наверное, поэтому у этих красивых девушек с длинными волнистыми волосами были такие тоскливые лица. Языческие обычаи празднования «русалий» долго держались в народе, хотя вряд в XV веке оно достигало таких масштабов, как это показано в фильме «Андрей Рублеве».
Сегодня в некоторых российских городах пытаются возродить девичьи гуляния на Троицкую неделю. Возможно, со временем в Летний сад Петербурга вернется и обычай выбирать женихов и невест на Духов день. Пока в народной памяти прочно держится традиция посещать в Троицу кладбища и украшать могилы ветками молодой березы. Большинство россиян абсолютно убеждены в этой необходимости. На самом деле это не так. Мы уже говорили о том, что для поминания усопших существует Троицкая суббота. Воскресенье православным христианам полагается проводить в церкви. Литургия в этот день особенно хороша, а зеленые облачения священников и молодые березки в храмах напомнят молящимся о том, что сотворенный Богом мир прекрасен, но куда более прекрасен и совершенен его творец. Праздник Троицы – это возможность вспомнить и говорить об этом. И выбирать, что из нашего наследия нам дороже – просветленная преподобным Сергием Троицкая радость, или разгул страстей, который можно приурочить к чему угодно.
Елена Летенкова,
Фонтанка.ру