Александр Ткаченко обвинялся в организации ряда заказных убийств. В определенных кругах он известен под кличкой «Ткач», а правоохранительные органы считают его лидером «пермского» преступного сообщества в Петербурге.
Сегодня городской суд Петербурга приговорил к 15 годам лишения свободы в колонии строго режима Александра Ткаченко, бывшего владельца клуба «Классик» — в конце 90-х одной из главных точек распространения «клубных» наркотиков в городе. Александр Ткаченко обвинялся в организации ряда заказных убийств в период с 1998-го по 2000-й год. В определенных кругах он известен под кличкой «Ткач», а правоохранительные органы считают его лидером «пермского» преступного сообщества в Петербурге.
Начало оглашения приговора началось на 40 минут позже назначенного времени. В целях безопасности перед входом в зал заседаний не было посторонних. Наконец, в сопровождении двух конвоиров появился Александр Ткаченко: полуулыбка, темная шкиперская бородка, черный костюм.
Пока ждали судью, господин Ткаченко, видимо, решил заполнить паузу: «Зачем вы меня снимаете? Что вы здесь бегаете? Я не хочу, чтобы меня фотографировали. Я на сегодняшний день еще гражданин РФ», — набросился он на одного фотокорреспондента. Милицейский майор сразу удалил репортера из зала. Появился судья и начал скороговоркой зачитывать приговор. Александру Ткаченко вменяются следующие эпизоды. В 1998-м году он организовал покушение на своего бывшего партнера по бизнесу Николая Алексеева, за 5 тысяч долларов заказав взорвать его своему знакомому Петрову. Алексеев остался жив, но попал в больницу, а затем вынужден был на время уехать из России.
Суд установил также, что весной 2000-го года господин Ткаченко решил повторить попытку устранить своего коллегу. Он попросил Петрова сделать все, «как в первый раз». Петров и его напарник Прудников разместили взрывчатку над подъездом дома Алексеева. Когда последний выходил на улицу, по сигналу Петрова Прудников на веревочке опустил взрывчатку и замкнул контакты детонатора. Алексеев снова оказался в больнице.
В начале 2001-го года Александр Ткаченко снова «заказал» Николая Алексеева, заметив, что на этот раз он готов доплатить за смерть бывшего партнера (раньше заказчик не ставил цедью полную ликвидацию своего бывшего партнера). Однако киллеры после подготовки все-таки отказались от заказа.
Следующий эпизод обвинения связан с двумя взрывами на АЗС «Торговый дом Яппиля». Осенью 2001-го года Александр Ткаченко повздорил здесь с оператором заправочной станции. Охранник АЗС несколько раз ударил Ткаченко резиновой дубинкой по спине и вытолкал его из помещения заправки. Тогда, как считало обвинение (и суд поддержал его в этом мнении), Ткаченко решил наказать и охранника, и всю АЗС «Торговый дом Яппиля».
Своему знакомому Дмитрию Иванову, недавно освободившемуся из мест заключения, он предложил списать долг в 1 тысячу долларов, если тот организует на автозаправке взрыв. Для этого Ткаченко передал Иванову несколько тротиловых шашек, детонаторов и самодельное взрывное устройство, замаскированное под банку от джин-тоника. Ранее служивший в разведроте Дмитрий Иванов, не желая отвечать за значительный ущерб и возможные жертвы, добавив к боеприпасам по 5 литров бензина с мылом, изготовил два взрывных устройства, от которых было бы больше шума и огня, чем разрушений. Ночью 8 октября на АЗС «Яппиля» прогремели два взрыва. Сотрудники заправочной станции потушили пожар собственными силами.
Александр Ткаченко результатами работы оказался недоволен и потребовал, чтобы Иванов все повторил. Последний изготовил новое взрывное устройство, которое заложил в туалете заправочной станции охранник клуба «Классик» Воробьев. Однако СВУ обнаружили сотрудники АЗС и отнесли на безопасное расстояние в лес, после чего вызвали милицию. По словам Дмитрия Иванова, устройство не сработало, поскольку он умышленно разрядил использованную в нем батарейку.
Суд также установил, что весной 2002-го года Александр Ткаченко решил убить своего бывшего охранника Александра Пилуева, сотрудника ОП «Балтик-Эскорт», перешедшего на работу в клуб «Парадокс». Он предложил сделать это Дмитрию Иванову, сказав, что Пилуев работает на милицию. Однако, по версии следствия, истинным мотивом была ревность Ткаченко к его подруге, которую он подозревал в интимных отношениях с Пилуевым.
Иванов сначала согласился выполнить заказ, но затем, не желая идти на преступление, симулировал перелом ноги. Вместо него заказ достался некоему Александру, который сначала зашел к Пилуеву на работу и передал привет от «пермских», а через несколько дней подстерег его на лестнице дома и дважды выстрелил из пистолета ТТ. Но Пилуев остался жив.
Неудачливый киллер из соображений безопасности по приказу Ткаченко через пару месяцев был убит в лесу между Гатчиной и Тосно охранником клуба «Классик» Воробьевым на глазах у Дмитрия Иванова, взятого в качестве водителя. Сам Воробьев через некоторое время исчез, выйдя из клуба «Классик». Его тело найдено, однако эта смерть в вину Александру Ткаченко не вменяется.
Александр Ткаченко свою вину ни на стадии следствия, ни на суде не признал. Во время оглашения приговора он сидел, поставив одну ногу на скамью подсудимых, и со скептической улыбкой оглядывал окружающих. В конце спросил, когда можно будет получить документы, чтобы подать кассационную жалобу.
Дмитрий Иванов отделался, что называется, легким испугом: ему зачлось сотрудничество со следствием, а суд поверил его раскаянию и назначил четыре года лишения свободы условно с испытательным сроком на пять лет.
Николай Конашенок,
Фонтанка.ру