Известный предприниматель Олег Маковоз дал в понедельник в городском суде показания по делу о покушении на него, произошедшем в октябре 2003 года.
Напомним, обвиняемые в покушении на предпринимателя – братья Александр и Евгений Бобылевы и Юрий Суднев, а также предполагаемый организатор покушения Денис Долгушин – признали свою вину на прошлом заседании.
Олег Маковоз пояснил, что знаком с Денисом Долгушиным с 1996 года, был с ним в доверительных, приятельских отношениях, а до весны 2003 года тот даже возглавлял его личную охрану (напомним, что Олег Маковоз является учредителем охранного предприятия «Стронг», в котором и работают все его телохранители). По словам Маковоза, в 2000 году Долгушин (без каких-либо письменных договоренностей) взял у него взаймы 10 тысяч долларов на покупку квартиры и обещал отдать их в рассрочку в течение года. Однако, ссылаясь на нехватку денег, тянул с возвращением долга, вернув из всей суммы лишь 700 долларов.
Периодически Маковоз напоминал о долге. Летом 2003 года, по словам потерпевшего, была достигнута «точка кипения»: в связи с участием Маковоза в выборах в Государственную Думу «был момент, когда возвращение давнишнего долга было бы как нельзя кстати». Состоялся очередной – «самый серьезный» – разговор с должником. Примерно в это же время Долгушин был отстранен от охраны Маковоза и перестал получать зарплату в ОП «Стронг» (хотя и числился там официально и даже иногда инструктировал новых телохранителей бывшего подопечного). Маковоз утверждает, что даже тогда продолжал верить Долгушину, надеялся на его «исправление», и даже доверял управление собственными автомобилями. И именно нежелание отдавать долг потерпевший считает основным мотивом, подвигшим обвиняемого к покушению.
Согласно прозвучавшим сегодня показаниям, вечером 13 октября 2003 года Долгушин позвонил Маковозу и сказал, что имеет к нему ряд вопросов. Договорились о встрече у дома на улице Сикейроса, где жил Маковоз. Там Долгушин в очередной раз посетовал на тяжелое материальное положение, попросил повременить с его увольнением (мол, чтобы не прерывался стаж, так как скоро он должен будет устроиться на новую работу). После этого, как сообщил Маковоз, Долгушин попросил дать ключи от «Мерседеса», на котором потерпевший ездил в последнее время, обещав оставить его на обычном месте - на автостоянке по Северному проспекту.
Утром 14 октября, дождавшись приезда телохранителей на «ВАЗ-2109», Маковоз сел к ним в машину, и они поехали на стоянку. Первое, что бросилось в глаза, – что «Мерседес» стоит не на обычном месте (подальше от пыльной дороги, поближе к будке сторожа). Телохранитель Семенов остался у ворот стоянки, а «девятка» подъехала к «Мерседесу». Маковоз сел за руль, телохранитель Виктор Власов - на заднее сиденье. В это время по машине стали стрелять. По рации Семенов сообщил, что стрельба ведется из двух слуховых окон чердака дома напротив, а сам он открыл ответный огонь из табельного пистолета. Также начал стрельбу третий телохранитель – Станислав Десятов, который попал под обстрел, обходя «Мерседес». Не прошло и минуты, как перестрелка закончилась. Маковоз, решив, что огласка покушения неблагоприятно скажется на его выборной кампании в Госдуму, наказал охране говорить, что его в машине не было. Затем сел в «девятку» и уехал домой. По дороге он позвонил своему товарищу Василию Белову, на чью сестру и был зарегистрирован злополучный «Мерседес», сообщил о случившемся и попросил его прибыть на место и представиться потерпевшим.
Затем, уже будучи арестованным (напомним, что в данный момент Олег Маковоз проходит обвиняемым по другому делу), предприниматель узнал от оперативников, что в милиции «давно знали, что что-то должно произойти».
Кроме Маковоза на сегодняшнем заседании в качестве потерпевших были допрошены два его телохранителя – Десятов и Власов. Они подтвердили, что не раз слышали обрывки разговоров их подопечного с Долгушиным об уплате долга. Их показания касательно событий 13 и 14 октября 2003 года не расходятся с показаниями Олега Маковоза.
Напомним, что предполагаемый организатор покушения Денис Долгушин в своих показаниях следствию утверждал, что его основным мотивом к покушению послужили «личные неприязненные отношения». По материалам дела, за вознаграждение в 6 тысяч долларов он предложил братьям Бобылевым и Судневу совершить убийство. Исполнителям была передана фотография жертвы, после чего с начала октября 2003 года они по информации и указаниям Долгушина следили за местами, где постоянно появлялся Маковоз - за домом и автостоянкой. В итоге позиция для стрельбы была подготовлена на чердаке дома 12 корпус 1 по Северному проспекту.
Как следует из оглашенного сегодня обвинительного заключения, 13 октября 2003 года Долгушин передал исполнителям два автомата - АКС-74У и АКМС - и пистолет Макарова, которые в сумке были доставлены на позицию. Утром 14 октября Евгений Бобылев засел возле дома, чтобы предупредить по мобильному телефону исполнителей, когда тот пойдет к автостоянке. И когда намеченная жертва появилась из дверей парадной и двинулась к автостоянке в сопровождении телохранителей, киллеры были готовы. Когда Олег Маковоз сел за руль, они открыли стрельбу из автоматов, произведя, как утверждает обвинение, не менее 45 выстрелов. Полагая, что заказ исполнен, стрелявшие бросили оружие и скрылись. Однако сам Маковоз не пострадал (единственная пуля прошила его куртку, не задев тела), а его охранники получили ранения - один в руку, другой в ногу.
Павел Горошков,
Фонтанка.ру