Объединение всех регионов Северо-Запада в единый туристский продукт должно увеличить поток туристов, сделать Россию более конкурентоспособной на мировом рынке. Остается только решить, как можно объединить 10 областей, каждая из которых богата культурными и природными достопримечательностями.
Проект ТАСИС «Развитие туризма в Северо-Западном регионе России» вступил в стадию разработки проектов. Первым шагом стало формирование маркетинговой стратегии, которая должна стать основой для дальнейшей работы по конкретным практическим направлениям.
Объединение всех регионов Северо-Запада в единый туристский продукт должно увеличить поток туристов, сделать Россию более конкурентоспособной на мировом рынке. Остается только решить, каким образом можно объединить 10 субъектов Российской Федерации, каждый из которых богат культурными и природными достопримечательностями. Основная проблема для развития туризма заключается в том, что на Северо-Западе есть Петербург, который очень высоко котируется на международном туристском рынке, а значит - успешно продается. Остальные же регионы Северо-Запада остаются в тени своего блистательного соседа. Есть, правда, еще один регион, который очень сильно отличается от других, прежде всего из-за своего географического положения – это Калининградская область.
Одним из вариантов выхода из положения явился образ «серебряного кольца», которое, подобно «золотому кольцу» центральной части России, должно символизировать единство северо-западной части страны. Цвет кольца подсознательно связывается с водой, снегом, блеском, чистотой. Правда, эта идея вызывает недовольство со стороны петербургских и калининградских участников рынка, так как она, по их мнению, не отражает сущности турпродуктов, предлагаемых в этих городах. Кроме того, идея «добавлять» к визиту в Санкт-Петербург, например, посещения Новгорода и Пскова хотя и встретила одобрение со стороны зарубежных туроператоров, но показала, что они не обладают информацией о том, что именно можно предложить туристам в этих городах.
Затруднение состоит еще и в том, что для иностранных путешественников Россия по-прежнему сохраняет унаследованный от СССР негативный имидж, и в целом рассматривается как опасное место для посещения, где, кроме Москвы и Петербурга, нет ничего привлекательного. В последнее время положение нашего региона осложнено также тем, что все большей популярностью для поездок стали пользоваться востояноевропейские города - Прага, Варшава и Будапешт, - куда жители Европы могут свободно ездить на выходные. Для поездки же в Россию путешественникам приходится тратить время и средства на получение визы. Начинает возрастать конкуренция и со стороны прибалтийских государств, недавно ставших частью Евросоюза и стремящихся стать своими в едином европейском пространстве.
Для того чтобы развивать туризм на Северо-Западе необходимо преодолеть такие негативные факторы, как низкое качество обслуживания в туриндустрии, плохое состояние инфраструктуры за пределами Санкт-Петербурга, высокие цены на услуги и прочие известные всем проблемы. По-прежнему серьезной остается проблема безопасности. Угроза терактов и высокий уровень преступности пугает иностранных туристов, прежде всего из США, которые очень обеспокоены собственной безопасностью.
Развитие туризма невозможно без существенных капиталовложений в отрасль. По словам основного международного специалиста по маркетингу Франца Буха Кнудсена, чтобы оказывать существенное влияние на международные рынки, необходимо ежегодно вкладывать 20-50 миллионов евро. Вкладывать деньги нужно так, чтобы они давали быстрый результат. Поэтому основные усилия должны быть направлены на развитие досугового туризма, так как именно на потоки в этом сегменте рынка можно оказывать эффективное влияние.
Между тем, для России остается актуальным и так называемый гостевой туризм, прежде всего из стран СНГ, где у многих остались родственники. Правда, этот вид туризма, так же, как и деловой туризм, почти не поддается внешним воздействиям.
Европейские специалисты считают, что перспективы у развития туризма на Северо-Западе неплохие: в областях нашего региона есть большое количество культурно-исторических объектов, которые еще неизвестны иностранным путешественникам. Актуальным является и такое направление, как активный туризм на природе - с походами, рыбалкой, охотой, водными видами спорта.
Мария Мокейчева
Фонтанка.ру