В этом году приток иностранных туристов в Петербург может снизиться на 40%. Падение рынка эксперты связывают с высокой стоимостью турпакетов, которые сегодня предлагают местные операторы и с общим имиджем России как не слишком безопасной страны. Город рискует выпасть из мирового туристического рынка.
Туристические компании бьют тревогу. По оценкам Северо-Западного Союза туриндустрии, в этом году приток иностранных туристов может снизиться на 40 процентов.
Падение рынка эксперты связывают с высокой стоимостью турпакетов, которые сегодня предлагают местные операторы, а также с усилением конкуренции со стороны зарубежных участников рынка. Так, в среднем неделя в Петербурге для иностранных гостей, не учитывая перелет и визовые расходы, обходится в 700 долларов, что явно дорого по сравнению со многими другими странами Восточной Европы. В сочетании с общим имиджем России как не слишком спокойной с точки зрения безопасности страны, катастрофической нехваткой 2—и 3-х-звездочных отелей и постоянным увеличением стоимости перелетов это явно идет не на пользу Петербургу.
По мнению председателя регионального Совета Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии Сергея Корнеева, если в ближайшее же время не принять каких-то эффективных мер, то Петербург может запросто выпасть из мирового туристического рынка. Туроператоры считают, что беда Петербурга в том, что у него отсутствует бренд, который бы привлекал туристов. «Например, фильм «Властелин колец» по выходу в широкий прокат сразу же привлек туристические потоки к Новой Зеландии, «Гарри Потер» – к Англии», - рассуждает Корнеев. – Этот год для Петербурга можно назвать переломным, потому что от него зависит, застынем мы на уровне до 2003-го года или будем развиваться дальше».
Несмотря на то, что представители Смольного снова и снова склонны возвращаться к результатам 2003-го года, сейчас уже очевидно, что пиар-компания, развернутая к 300-летию, полностью исчерпала свои ресурсы. Но, памятуя «ударные» юбилейные результаты, чиновники не оставляют надежды снова спровоцировать туристический бум и изыскать «изюминку», которая привлекла бы иностранных туристов.
Культурный рынок
Теоретически, ею могли бы стать петербургские музеи. Правда, они не всегда справляются с потоком экскурсий. Так, представители туристических компаний жалуются на музей «Петергоф», руководство которого, по их мнению, перед празднованием 300-летия пригорода Петербурга, завуалированно повысило цены на экскурсии. Теперь компании должны заранее представить руководству музея заявку с указанием точного количества человек, которые его посетят. Если половина из группы отказывается ехать, то туркомпаниям приходится оплачивать разницу из своего кармана, что, в конечном счете, выливается для нее в убытки. Узнав про такое, заместитель председателя Комитета по туризму и внешним связям Виктор Пахомков назвал происходящее «безобразием» и пообещал разобраться с аппетитами руководства культурной сокровищницы.
Путин - как лучший бренд
Как это ни парадоксально, но, несмотря на обилие культурных ценностей, до сих пор главным брендом для Петербурга остается президент Путин, который периодически приезжает на малую родину и привозит с собой лидеров ведущих мировых держав, рекламируя таким образом город на мировой арене. Фактически никаких других телодвижений навстречу рынку в Петербурге не происходит. Работа над подготовкой программы по развитию туризма, которую Смольный начал в 2001-ом году, очень скоро свернули по причине нехватки средств. В 2004-ом году МЭРТ выделило 15 миллионов рублей американской консалтинговой компании «Бостон Консалтинг Групп», которая должна была исследовать рынок и на основании собственных заключений предложить городским властям конкретные пути вывода петербургского туризма из кризиса.
Успешно освоив средства, «Бостон Консалтинг Групп» представила Смольному результаты исследований и рекомендации, которые участники рынка сравнили с курсовой работой студента 3-го курса, написанной на «4». То, что в городе отсутствуют стоянки для экскурсионных автобусов, недостаточно современного экскурсионного транспорта и гостиниц, не стало для чиновников новостью. «Американские эксперты провели опросы, из которых так и осталось неясно, кого они опрашивали», - сообщил первый заместитель председателя комитета по туризму и внешним связям Виктор Пахомков. Несмотря на запросы, «Бостон консалтинг Групп» так и не предоставила Смольному материалов, на основании которых эксперты компании делали свои выводы. В общем, попытки реанимации туриндустрии в Петербурге в очередной раз зашли в тупик.
Впрочем, ожидается, что в городе вскоре все же появится новая программа по развитию туризма до 2010-го года. Как сообщил Виктор Пахомков, она уже готова и сейчас проходит ряд согласований в профильных комитетах. Предполагается, что все согласования будут пройдены до конца мая.
Надежда Зайцева,
Фонтанка.ру