ФГУП «Росморпорт» объявило конкурс по выбору управляющей компании на обслуживание ледокольных судов. По мнению капитанов ледоколов, конкурс приведет к тому, что ледокольный флот на Балтике просто исчезнет. Экипажи пяти ледоколов готовы начать акции протеста.
Сегодня профсоюзная организация Морского порта Петербург заявила, что экипажи пяти ледоколов, работающих в акватории Финского залива, - «Ермак», «Иван Крузенштерн», «Семен Дежнев», «Зарубин» и «Измайлов» - в ближайшее время готовы развернуть масштабные акции протеста. Впрочем, в какой форме это будет происходить, моряки предпочитают не распространяться.
Причиной обострения ситуации стало недавнее объявление ФГУП «Росморпорт» конкурса по выбору управляющей компании на обслуживание ледоколов. По мнению капитанов судов, конкурс приведет к тому, что ледокольный флот на Балтике просто исчезнет. В условиях конкурса заранее определены максимальные суммы, в которые должны укладываться расходы по эксплуатации ледоколов. А эти цифры в среднем на 15 процентов меньше тех средств, которые затрачиваются на обслуживание ледоколов сегодня.
По мнению капитанов, уменьшить средства на эксплуатацию ледоколов на фоне повышения затрат на топливо и прочие сопутствующие расходы возможно только за счет понижения заработной платы работникам и сокращения штата. При этом, по словам капитана ледокола «Семен Дежнев» Михаила Шадского, если зарплата понизится, то специалисты, которых приходилось готовить в течение многих лет, наверняка пожелают покинуть отрасль. Сегодня председатель объединенной профсоюзной организации Морского порта Санкт-Петербурга Геннадий Зайцев заявил, что, по его мнению, «кому-то выгодно, чтобы петербургский порт вообще лишился ледокольного флота».
С этим согласен и председатель профильной комиссии по транспортному комплексу Законодательного Собрания Игорь Артемьев. По его словам, эту тенденцию можно объяснить простой конкуренцией, которая существует сегодня на рынке перевалки грузов. «За последние годы в Морском порте Санкт-Петербурга значительно увеличился грузооборот, порт получает грузы из Финляндии и Прибалтики. Конечно, кому-то это не выгодно».
Впрочем, в «Росморпорте» логику проведения тендеров объясняют объективными причинами. Предполагается, что в результате конкурса, который состоится 25 мая, будет выбрана управляющая компания, которая станет обслуживать ледоколы с максимальной выгодой для государства. Сейчас пять судов, будущее которых должно решиться в ближайшее время, находятся в ведении ЗАО «Портовый флот», который пока в данном направлении фактически является монополистом.
Впрочем, экипажи вполне устраивает компания, в хозяйственном ведении которой их суда находятся сегодня. Капитаны уверены, что если управлять ими станет ООО «Балтфлот», то социальное положение трудового коллектива значительно ухудшится. Такие выводы они сделали из опыта своих коллег. Недавно в результате аналогичного конкурса три ледокола перешли в хозяйственное ведение ООО «Балтфлот». По утверждениям профсоюзных деятелей, уровень социальной защищенности трудового коллектива на судах ухудшился. С большинством из сотрудников до сих пор не заключены трудовые договоры, а официальная заработная плата ниже установленных законом Петербурга 3-х тысяч рублей.
Как считают капитаны, конкурс, который снова готовит ФГУП «Росморпорт», проводится специально под «Балтфлот». По мнению экспертов, сегодня победу в подобном конкурсе теоретически могут одержать только две компании – «Портовый флот» и «Балтфлот». При этом руководитель ЗАО «Портовый флот» Олег Кобелев заявил, что на предложенных условиях компания участвовать в конкурсе не будет. Впрочем, как сообщили корреспонденту «Фонтанки» в «Росморпорте», пока ни одной заявки на участие в тендере, который должен состояться 25 мая, не подано. Следовательно, невозможно и прогнозировать, кто в нем одержит победу.
Тем временем разобраться в обострившемся конфликте вознамерились депутаты Законодательного Собрания. Как сообщил сегодня Игорь Артемьев, в ближайшее время они проведут специальные слушания, на которых обсудят возможные пути решения проблемы. Кроме того, по его словам, сейчас депутаты направили ряд запросов в ряд контролирующих органов, чтобы прояснить, не нарушает ли «Балтфлот» трудовое законодательство. Впрочем, сейчас уже очевидно, что ответ поступит уже после проведения тендера. По мнению депутата, если компания будет признана нарушителем и при этом выиграет очередной тендер, то его итоги вполне можно будет оспорить в суде.
Надежда Зайцева,
Фонтанка.ру