Среди встречающих поезда из Баку не было людей с цветами. Зато было много людей с автоматами. «Освобождаем заложников», - лаконично объясняли любопытствующим серьезные мужчины в бронежилетах. В руках террористов оказались 20 мужчин, женщин и детей.
Поезд N314, прибывший в Петербург из Баку около 10.30, одиноко стоял на первой платформе Московского вокзала. Среди встречающих нет людей с цветами. Зато много – с автоматами. Подходы к платформе N 1 перекрыты. «Освобождаем заложников», - лаконично объясняют любопытствующим люди в бронежилетах. В одном из вагонов поезда «Петербург-Баку» - 20 заложников. В руках террористов оказались 7 мужчин, 10 женщин и 3 несовершеннолетних. Такова была легенда учений УФСБ по Петербургу и Ленинградской области, проводимых совместно с СЗУВДТ и Октябрьской железной дорогой.
Оперативная информация о том, что среди пассажиров поезда «Петербург-Баку» находятся лица, которые планируют совершение терактов в Северной столице, поступила в УФСБ, сотрудники которого приготовились «встречать» террористов. Однако и у тех разведка работает на уровне – злоумышленникам успели сообщить, что в Питере их ждут. Тогда-то террористы и взяли в заложники пассажиров поезда. Уже на подъезде к Петербургу с ними стали вести переговоры руководители УФСБ. Преступники соглашались отпустить заложников только на определенных условиях. Самые трудновыполнимые – вывод войск из Чечни и прекращение боевых действий на территории республики. Два других выполнить можно. К составу отправляются оператор с журналистом – боевики хотят выступить в прямом эфире. Чуть позже к ним присоединяется оперативник с банковским баулом – террористы потребовали и денег. В паузах между переговорами отпускают одну из несовершеннолетних заложниц. В сопровождении бойцов спецназа она быстро идет прочь от платформы со злосчастным поездом. Но до полной свободы ей придется подождать – сначала ее опросят в фильтрационном пункте. Вдруг она – пособница террористов? Подобные меры приносят свои результаты – еще одна женщина, освобожденная под видом заложницы, на самом деле выходит из вагона с поясом шахида. Но еще до того, как она успевает им воспользоваться, сотрудники УФСБ ее обезвреживают.
Территория захвата целиком прослушивается. Оперативникам известны даже переговоры присутствующих на учениях журналистов. «Мы в поезде со спецназом», - делятся с коллегами, сидящими в редакции, телевизионщики, которые работают на учениях. К слову, в действительности нельзя исключить и того, что и боевики слушают эти разговоры... А «добычей» перехватчиков становится SMS-ка, пришедшая издалека. «Аллах Акбар!» - докладывают о полученном сообщении руководству учений.
Параллельно с переговорами готовится штурм состава – вероятность того, что придется осуществлять эту спецоперацию, никто не исключает. Словно в подтверждение этого в захваченном поезде звучит выстрел (позже выяснится, что террористы «убили» одного из заложников). Он-то и становится сигналом к началу штурма. Спецназ врывается в вагон и обезвреживает боевиков. Через несколько минут террористы уже положены ряд на платформе. Роль троих боевиков выполняют штатные сотрудники УФСБ. Несмотря на это обстоятельство, их коллеги не церемонятся с мнимыми террористами – впечатывают их в бетонную платформу, заламывают им руки с видимым правдоподобием. Как признался заместитель начальника УФСБ по Петербургу и Ленобласти Олег Калинин, руководивший учениями, «боевики» тоже сыграли свою роль хорошо. Даже слишком - в этой связи даже затянулись переговоры. Зато работающим на вокзале оперативникам УФСБ удалось обезвредить двух пособников террористов, передававшим им информацию по телефону.
Замначальника УФСБ Олег Калинин положительно оценил результаты учений, отметив, что подобные тренировки на транспортных объектах Управление проводит как минимум раз в месяц – для отработки четкого взаимодействия всех силовых структур и «доведения до автоматизма действий оперативного состава». Следующим объектом «нападения» террористов станет пассажирский теплоход в одном из портов в Ленинградской области.
P.S. За время учений ни один террорист, сотрудник УФСБ или журналист не пострадал. В накладе остался только хозяин ларька, выпекавший хычины с мясом. Кроме нескольких оперативников УФСБ, подойти к ларьку ни у кого не было возможности – он неудачно оказался в зоне ЧП.
Елена Гусаренко,
Фонтанка.ру