Российские парламентарии разрешили коммерческим структурам скрывать сведения о зарплате руководства предприятия. Законопроект, предусматривающий раскрытие информации о доходах топ-менеджеров накануне был отклонен.
Еще в феврале несколько депутатов Государственной Думы России предложили внести небольшую поправку в Федеральный закон «О коммерческой тайне». С ее принятием не могла быть отнесена к коммерческой тайне информация о заработной плате руководителя организации и членов коллегиального и (или) единоличного исполнительного органа организации.
Этим инициаторы предлагали раскрыть глаза «низам» на доходы «верхов». По их мнению, засекречивание сведений о доходах руководства позволяет работодателю искажать представляемую общественности информацию о благосостоянии своих работников путем информирования о среднем размере заработной платы в организации. Тогда как директор получает миллион, а рядовой работник сводит концы с концами, средний размер заработной платы в организации будет казаться довольно высоким. И тяжелая ситуация с благосостоянием работников при поверхностном рассмотрении не будет замечена соответствующими социальными органами. «Кроме того, работники вправе знать, как распределяются доходы организации, приносимые их трудовой деятельностью, и насколько справедливо по отношению к ним это осуществляется», – констатировали разработчики законопроекта.
Однако их коллеги не вняли благородным идеям – 13 мая законопроект был отклонен.
В настоящее время информацию о доходах членов коллегиальных органов управления публикуют большинство открытых акционерных обществ (если они регистрировали проспект эмиссии акций, были созданы в процессе приватизации и др.). Согласно действующему положению, в ежеквартальном отчете эмитента по каждому из органов управления эмитента (за исключением персонально руководителя) описываются с указанием размера все виды вознаграждения, в том числе заработная плата, премии, комиссионные, льготы и/или компенсации расходов, а также иные имущественные предоставления, которые были выплачены. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (в настоящее время – ФСФР) указала, что эти сведения не могут являться предметом соглашения о конфиденциальной информации, препятствующего их раскрытию в ежеквартальном отчете.
На практике же некоторые компании игнорируют это требование. Хотя есть и обратные примеры. Например, в свое время ОАО «Северо-Западный GSM» (теперь – ОАО «МегаФон») раскрыло полный отчет с указанием выплат каждому члену совета директоров. В итоге журналисты узнали о премии, которую некий гражданин Рейман Леонид Дододжонович получил от оператора сотовой связи по итогам 1999-го года. Она многократно превышала премии других членов совета директоров. К тому времени г-н Рейман занимал пост министра связи...
Павел Нетупский,
специально для «Фонтанки.ру»