Владимир Путин запретил работникам негосударственных структур ношение формы, схожей с военной. Цель введения ограничений ясна – гражданин должен отличать военнослужащего от ряженного. Разрабатывается и новое положение о форме милиции – ношение схожего мундира будет караться по закону.
Президент России Владимир Путин запретил работникам негосударственных структур ношение формы, схожей с военной. С 8 мая нельзя носить камуфляж, армейскую фурнитуру, канты, лампасы, петлицы, а также погоны. Нарушителям грозит штраф до тысячи рублей с конфискацией формы или знаков различия. Таким образом, Владимир Путин спустя двенадцать лет реализовал идею своего учителя – мэра Петербурга Анатолия Собчака.
Указом от 8 мая Президент России утвердил положение о военной форме одежды, знаках различия военнослужащих и ведомственных знаках отличия. На тридцати страницах уместилось подробное описание мундиров, обуви, знаков различия и даже белья для служащих всех родов войск, с указанием - в каких случаях, кто и что должен надевать, какой должен быть диаметр звезд на погонах, ширина кантов, цвет полосок на тельняшках и так далее.
Согласно указу, форма одежды и знаки различия лиц, не являющихся военнослужащими, не может быть аналогичными военной форме одежды и знакам различия военнослужащих, а также сходными с ними до степени смешения. При этом к существенным внешним признакам военной формы одежды относятся конструкция и цвет обмундирования и военного снаряжения, декоративно-различительные элементы установленных цветов (канты, лампасы, околыши фуражек, просветы на погонах, петлицы), фурнитура установленных образцов, а также погоны и погончики.
Пока не определена степень допустимой схожести с военной формой облачений охранника, моряка, летчика, железнодорожника, почтальона и других. Для большинства военнослужащих формой будет являться «костюм полевой камуфлированной расцветки с погонами». Значит ли это, что нарушителем будет тот, кто носит камуфляжную куртку и без погон? В таком случае можно дойти до абсурда: элементами военной формы признаны черного цвета носки, ремень, ботинки или полуботинки и перчатки.
Действующие законодательство признает незаконное ношение формы как административное правонарушение, посягающее на институты государственной власти. Согласно статье 17.12 действующего с 1июля 2002 года Кодекса РФ об административных правонарушениях, незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов влечет наложение штрафа в размере от 3 до 5 МРОТ с конфискацией форменной одежды, знаков различия или символики. Если же нарушение совершено частным детективом или охранником, то штраф возрастает до 10 МРОТ. Составлять протоколы должны органы внутренних дел, выносить решения – мировые судьи.
Цель введения ограничений ясна – гражданин должен отличать военнослужащего от ряженного. Для офицера нет хуже преступления, чем незаконное присвоение чина. В ближайшее время должно быть разработано новое положение о форме милиции – ношение схожего мундира также будет караться по закону.
Первую попытку оградить граждан от «лиц, похожих на военных», в 1993-м году предпринял мэр Петербурга Анатолий Собчак. Он запретил на территории города ношение гражданскими лицами одежды (в том числе камуфляжной), сходной по внешнему виду с форменным обмундированием личного состава Российской Армии и Флота, Министерства безопасности и МВД России. Мэр отметил, что не только охранные предприятия, но и «ряд политических партий и движений» используют одежду (в том числе камуфляжную), практически неотличимую по внешнему виду от образцов форменного обмундирования специальных подразделений органов внутренних дел и военнослужащих. «Указанное обстоятельство, особенно во время обеспечения органами МВД массовых мероприятий, при проведении ночных рейдов и оперативно-профилактических операций, а также захватов вооруженных преступников создает для сотрудников милиции существенные дополнительные трудности, а также дезориентирует население города», – обосновал свое тогдашнее распоряжение Анатолий Собчак.
С юридической точки зрения распоряжение было абсолютно незаконным: никто не делегировал субъекту Федерации право решать, кто и что может носить. Вопросы военной службы целиком находятся в компетенции федеральных властей. Не предусматривало законодательство и ответственность за незаконное ношение формы. Спустя два года Анатолий Собчак распорядился подготовить для внесения в качестве законодательной инициативы предложения об установлении административной ответственности за незаконное ношение форменной одежды. Заместителем мэра в тот период был Владимир Путин, реализовавший ныне идею своего учителя на федеральном уровне.
Павел Нетупский,
Фонтанка.ру