За прошедший год произошло много нового – например, появился и вступил в силу злосчастный закон N122, подливший масла в огонь социального недовольства. На сей раз на митинге в Петербурге не было видно представителей «Единой России» – видимо, «партия власти» решила не провоцировать конфликт.
Нынешний Первомай почти ничем не походил на прошлый. Погода была хмурой, настроение собравшихся – под стать погоде. За прошедший год произошло много нового – например, появился и вступил в силу злосчастный закон N122, подливший масла в огонь социального недовольства. Поэтому в Петербурге не обошлось без противостояния митингующих с милицией.
В этой демонстрации приняло участие около 10 тысяч человек. Впереди на этот раз стояли представители профсоюзов, за ними – участники РКСМ, а чуть дальше находилась внушительная колонна от партии «Родина». За «Родиной» – «Славянская община», коммунисты (их колонна была самой многочисленной), социал-демократы и «Наш выбор». Над многотысячными колоннами людей – разноцветные знамёна и транспаранты, портреты Ленина, Сталина и Лукашенко, разнообразные лозунги... На сей раз не появились представители от «Единой России» – видимо, «медведи» решили не провоцировать конфликт, тем более что среди лозунгов на сей раз было немало направленных против «партии власти».
Без неприятностей не обошлось: сначала у членов «Славянской общины» лишний раз проверили документы, а затем ОМОН оттеснил в сторону и задержал колонну анархистов, мотивируя это тем, что у одного из поклонников Кропоткина обнаружили стальную палку, которая могла быть использована в драке. Рядом с БКЗ «Октябрьский» ОМОН окружил полсотни анархистов. Остальные участники демонстрации требовали отпустить их товарищей. Милиционеры вели себя относительно мирно и объяснили, что пропустят анархистов, когда поступит приказ. Приказ действительно поступил, но остальные участники митинга тем временем давно ушли.
Митингующие прошли колонной по всему Невскому проспекту. Впереди шёл оркестр, а горожане и туристы наблюдали за шествием с тротуаров. Участники митинга прошли на Дворцовую площадь, где начался митинг. Похоже, что Первомай в последнее время перестал быть чисто ритуальным или ностальгическим праздником, и снова стал тем, чем был сто лет назад – днём борьбы трудящихся за свои права. По крайней мере, для молодёжи, которая вряд ли может помнить празднования 1 мая в советское время – а молодёжи на митинге было немало. Намерение бороться подтвердили в своих выступлениях и руководители петербургских профсоюзов и политических партий, принимавших участие в митинге – они намерены бороться против реформ, проводимых властью, и добиваться улучшения жизни населения. Главные требования – повысить зарплату бюджетникам, увеличить пенсии, прекратить реформы образования, здравоохранения, ЖКХ.
Тем временем на Невском проспекте была блокирована колонна национал-большевиков и членов партии «Наш выбор» – их на площадь не пропустили. В течение всего митинга они стояли в начале Невского проспекта и возмущенно скандировали: «Не уйдем!» и «Революция!» Около часу дня, когда митинг закончился, оцепление сняли. Нацболы зажгли фальшфейеры и с криками понеслись на Дворцовую площадь.
Зрелище было эффектным – казалось, что это революционные матросы несутся на штурм Зимнего. Но когда молодежь оказалась на площади, страсти стихли. Кто-то выкрикивал свои требования в рупор, кто-то играл на гитаре, кто-то просто общался с себе подобными... В скором времени Дворцовая площадь опустела.
Илья Снопченко,
Александра Балуева,
Фонтанка.ру
Фото авторов