Автомобили, отслужившие своим хозяевам верой и правдой, как известно, превращаются в лом. Они не могут найти последнего пристанища, уродуют городские улицы и мешают людям и машинам. Для того, чтобы помочь городу избавиться от ржавых груд металла, и придуман конкурс «Санитары железного города».
По расчётам специалистов, только в Петербурге ежегодно выходят из строя до 80 тысяч автомобилей и десятки тысяч единиц бытовой техники. Автомобили, служившие своим хозяевам верой и правдой, не могут найти последнего пристанища, уродуют городские улицы и мешают людям и машинам. Желая поощрить тех, кто очищает улицы города от автолома, завод «Хетэк» объявил о начале конкурса «Санитары железного города», проходящего в рамках городского месячника благоустройства.
Конкурс будет проходить с 27 апреля до 27 мая. В течение этого месяца все желающие смогут поучаствовать в очистке города – либо привезти на завод старый, отслуживший своё автомобиль, либо сообщить о таком автомобиле - и тогда завод организует его вывоз. Тот, кто привезёт наибольшее количество автолома, получит ценный подарок. И, разумеется, участники конкурса получат по 2500 рублей за тонну сданного металлолома. Для кого-то это может стать неплохим бизнесом.
Завод «Хетэк», занимающийся переработкой лома чёрных металлов, был создан в 2001 году в Горелово, на территории, выкупленной у Кировского завода. Было закуплено оборудование, позволяющее перерабатывать любой лом – в том числе и такой актуальный, как автомобили и холодильники. В сутки обрабатывается до 700 тонн металлолома, а за 2004 год предприятие переработало 116 тысяч тонн. Правда, автомобили пока составляют только десятую часть металлолома, поскольку их переработка – сложный и дорогой процесс. Необходимо удалить всю пластмассу и резину, очистить машину от горюче-смазочных материалов.
Сам завод – одно из трёх предприятий на территории России, перерабатывающих останки автомобилей (при существующем автопарке в 30 миллионов). Для сравнения: в США на 200 миллионов автомобилей приходится 200 заводов по их переработке. Завод планирует открыть ещё одно производство на севере города, а также создать филиал в Воронеже. Аналогичные предприятия есть пока только в Москве и Краснодаре.
Задолго до территории завода видна очередь грузовиков, заполненных разным ломом. Машины въезжают на территорию, взвешиваются (после разгрузки они будут взвешены ещё раз для определения количества сданного вторсырья) и разгружаются. Прибывший металлолом сортируется на тонкостенный (до 5 мм) и толстостенный (вплоть до 170 мм). Тонкостенный поступает в мельницу, затем полученный перемолотый лом очищается от примесей – грязи, пластмассы, дерева, цветных металлов. На выходе получается шихта – мелко нарубленные куски чистого металла, которые почти сразу годятся для металлургического производства. Очищенная шихта продаётся в основном за рубеж, поскольку перерабатывать её нужно в электропечах, которыми в России оборудованы далеко не все заводы. В числе клиентов завода «Хетэк» - Кировский и Ижорский заводы, Китай, а также едва ли не все европейские страны. Толстостенный лом – например, батареи, трубы и остатки станков – оказывается в пресс-ножницах, которые «пережёвывают» металлолом и спрессовывают его в куски, которые также отправляются на переплавку.
Журналистам продемонстрировали и специальную передвижную установку для уничтожения автомобилей. Она основана на шасси КАМАЗа и снабжена манипулятором-«рукой» для погрузки материала. Остов автомобиля, пройдя через эту установку, уменьшается в размерах примерно втрое, что позволяет поместить в обычный грузовик намного больше таких корпусов.
Правда, желающие подшутить над соседом и сдать в металлолом его машину могут не беспокоиться – просто так, «по звонку соседей», машину на переработку сдать нельзя. Сделать это может только владелец – после того, как снимет машину с учёта в ГИБДД и проведёт процедуру выбраковки. За первые три месяца этого года было выбраковано примерно 8 тысяч машин. И даже если чья-то машина, уже явно неработающая, загромождает двор, то о ней необходимо сообщить в жилищные органы, которые и будут – вместе с участковыми милиционерами – искать хозяина машины. Как правило, удаётся убедить его снять машину с учёта, поскольку любой автомобиль, стоящий на учёте в ГИБДД, облагается налогами – даже если он разрушен.
До сих пор сбор металлолома был только частной инициативой завода «Хетэк», однако теперь появилась общегородская программа очистки города от разрушенных автомобилей. Завод «Хетэк» получил задание на разработку этой программы, поддержанной руководителем КБДХ Владимиром Антоновым и вице-губернатором Олегом Виролайненом. Пока что системы сбора и доставки металлолома не существует, и только четыре района помогают городу в очистке от автолома. Нет и закона, который бы обязывал автовладельцев утилизировать автомобили – его проект застрял на подступах к парламенту.
Правда, в прошлом году появился закон об административных правонарушениях в сфере благоустройства – теперь ГУП «Спецтранс» имеет право передвигать автомобили, мешающие уборке улиц. А его подрядные организации, осуществляющие уборку, имеют право составлять акты о нарушениях и подавать их в ГАТИ, которая будет налагать штрафы на нарушителей.
Илья Снопченко,
Фонтанка.ру