В этом году номинант Грэмми, двойной дуэт «Ма.Гр.Иг.Ал» празднует своё пятилетие. Корреспондент «Фонтанки» пообщался с лидером, художественным руководителем и аранжировщиком коллектива, бывшим участником «Терем-квартета» Игорем Понамаренко.
- Одно из направлений творчества «Ма.Гр.Иг.Ал» - это необычное прочтение классической музыки. С чего начиналось это «движение»?
В мире, и у нас в стране, в последнее время действительно происходит очень много экспериментов по объединению классической музыки и современной. Начало этому, наверное, положил Лондонский симфонический оркестр. Появилась Ванесса Мей и Сара Брайтман...
- А как вы относитесь к Ванессе Мей?
Был, конечно, какой-то момент неприятия чего-то нового. Это естественно. Страх, что сейчас это превратится в тенденцию, все «настоящее» накроется. Я не знаю, как к ней относиться. Как к скрипачке или как к шоу. Тут есть, несомненно, положительные моменты, но есть и потери. Есть спекуляция.
- Вернемся к вашему проекту...
У меня желание поэкспериментировать с классической музыкой появилось давно. Сделать ее в современном формате. Может быть, с электронной музыкой. Нашей первой работой с «Ма.Гр.Иг.Ал», кстати, был балет «Дон Хосе», хореографические миниатюры на музыку Бизе. Мы создали новую партитуру, в том числе там и электронная музыка звучит. Из Бизе, правда, это очень просто сделать, потому что его музыка это... ну популярнее некуда. И там это звучало вполне естественно. Следующей нашей работой была пластинка с Ларисой Луста. Там мы уже работали с голосом. Сейчас начался наш проект с Настей Максимовой.
- Как вы с ней познакомились?
Она сама к нам подошла. Услышала несколько номеров и сказала, что всегда мечтала именно о такой обработке. Это было буквально после концерта в Александринском театре. С нами пела солистка из Мариинского. А сейчас мы уже отыграли с Настей Максимовой концерт, и у нас еще много интересного предстоит в этом году. Так мы постепенно празднуем свое пятилетие. Я в прошлом году, сказал, что круглые даты отмечать не будем. Тогда так совпало, что был 4 года, 4 месяца, и «Ма.Гр.Иг.Ал» праздновал четырехлетие. В этом году получается не так красиво. Так что мы решили перенести официальное празднование на 5 мая. Будем двигать день рожденья. Пусть в нашем году получится по 13 месяцев.
- Как же вы будете отмечать 32 года?
Боюсь, что мы не доживем. Как показала практика «Терем-квартета», больше 12 лет работать вместе нельзя.
- А им сколько?
Им в будущем году будет 20. Я там прожил почти 13. На 13-м году я ушел. Не выдержал.
- Вы, кстати, общаетесь с бывшими друзьями-музыкантами?
Иногда встречаемся в коридоре, но они со мной не здороваются.
- Итак, после Александринского театра вы сразу поехали репетировать с Максимовой...
Ну да, мы с Настей встретились, поговорили. То, что мы играли на концерте с ней, это пока не то, что мы придумали вместе. Просто у нее не было группы, а свой собственный старый материал показать хотелось. И мы сделали такой, почти импровизационный, совместный концерт. А наш общий «продукт» ждет воплощения. Он уже придуман. Но я пока ничего про него не скажу.
- Что именно вы нам про него не скажете?
Я суеверный человек. Сегодня мне приснился сон, что меня хотели накормить сырым мясом. Я позвонил друзьям, и мне сказали, что это страшно плохо. Поскольку я человек суеверный, то уже съездил в церковь, и мне стало спокойней. Но проект я лучше пока открывать не буду. Я в своей жизни много разных вещей придумал, а потом видел, как они воплощаются. Причем воплощаются не мной и плохо. Мысль произнесенная начинает витать, и по пути часть искажается. Поэтому мы уже лучше сделаем все сами.
- Будем считать, что 5 мая группе «Ма.Гр.Иг.Ал» 5 лет. Итоги подводить рано, но тем не менее...
Самое главное произошло на пятом году. Для любого коллектива должно пройти определенное время, чтобы внутри наладились связи на другом уровне. Чтобы научиться играть по-настоящему вместе. Чтобы чувствовать друг друга во время концерта. Сейчас я получаю удовольствие от «сценического житья» с «Ма.Гр.Иг.Ал», как это было где-то на 10-м году в «Терем-квартете». Это первое.
Второе – русские народные инструменты совершали очень много попыток соприкоснуться с классической музыкой. И успешных можно назвать очень немного. Существует большая проблема обучения таких музыкантов. Мне сейчас кажется, что я немножко начинаю понимать, как это всё надо играть. Все русские композиторы так или иначе оставляли в своей музыке какой-то национальный колорит. И мы пытаемся сделать его более выпуклым. Мы делаем трактовки с уклоном на «русскость» этих вещей. Мусоргский, «Времена года» Чайковского. Мы учимся их играть.
И третье. Западные музыканты выбирают что-то одно и играют. Только Баха, например. А если немного того, немного этого – уже непонятно, как все это продавать. Должна быть или «Пепси», или «Кола», чтобы знать, куда поставить. А просто «напитки», как было у нас, теперь не продаются. А мне интересно попробовать всё. Поэтому мы играем и «Каштанку» с драматическим театром, мы записали Дунаевского и Баснера. Это тоже отдельная культура, с ней очень интересно работать. У нас то Ледовый Дворец, то малый зал Филармонии. Полярные вещи.
- Насколько востребована ваша музыка за рубежом?
Пока не густо, но стран шесть-семь мы уже объехали. А сейчас очень сложно. Та волна, которая была 15-20 лет назад, «перестройка», «русбалалайка», - она уже давно ушла. Хотя сейчас, кажется, снова появляется интерес.
- У «Терем-квартета» было то, чего нет в вашем «Ма.Гр.Иг.Ал». Какая-то разухабистость и веселье.
Будет у нас и такое. Это как раз можно открыть. Неделю назад мы встречались с народным артистом СССР Константином Плужниковым. И он говорит: «Игорь, я хочу с вами спеть кабацкие песни». А у меня эта идея уже целый год в голове вертелась. Всякие «графинчики», «стаканчики» из репертуара Лещенко, «Мурку». И он это может сделать так, как нужно. Потому что я этот год ходил и думал просто набрать молодых певцов из Мариинского, которые в свое время работали по кабакам. Там у некоторых звезд молодых действительно есть такой опыт. Они бы это сделали, но звучало бы несколько нарочито. А так это будет очень вкусно. Может быть даже не хуже, чем Вертинский и Лещенко. Мечта сбылась. Осталось только все это записать.
- А не было ли у вас желания сделать какой-то постоянный проект с одним вокалистом? А то у вас бесконечные эксперименты...
Нет, никогда. Тогда нам нужно будет просто стереть название и быть, ну скажем, ансамблем Олега Погудина или Насти Максимовой. Это может быть и почетно, но нам хочется быть творческой единицей.
PS: 8 мая в Эрмитажном театре пройдет концерт в котором «Ма.Гр.Иг.Ал» представит свои произведения и будет выступать в качестве «аккомпанемента». Концерт приурочен к Дню Победы. Его режиссером-постановщиком является Александр Сокуров.
Записал Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру