Депутат ЗакСа Сергей Гуляев поставил под сомнение легитимность формирования правительства Петербурга и ряда комитетов. Фактически, Уставному суду предстоит решить судьбу таких фигур, как Виктор Лобко, Алла Манилова, Владимир Бланк и Михаил Бродский.
Депутат Законодательного собрания Петербурга Сергей Гуляев обратился в Уставный суд с жалобой, в которой ставится под сомнение легитимность формирования правительства города и ряда комитетов – комитета по печати и взаимодействию со СМИ, комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ), а следовательно, и занятие членами правительства и первыми лицами указанных комитетов своих должностей. Наблюдатели полагают, что новое обращение в Уставный суд стало следствием того, что Смольный так и не принял к исполнению мартовское постановление суда, касающееся администрации губернатора и ее непосредственного руководителя – вице-губернатора Виктора Лобко.
Заявитель указывает, что правительство Петербурга как постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти, состоящий из губернатора, вице-губернаторов, иных членов правительства города, осуществляет свою деятельность на коллегиальной основе. Следовательно, законность правовых актов правительства Петербурга определяется правомочностью его состава и правомочностью каждого члена, обладающего правом решающего голоса при принятии решений. Но именно правомочность состава правительства и вызывает вопросы у депутата Гуляева. Депутат отмечает, что необходимым элементом процедуры формирования правительства города является назначение в установленном законом порядке на соответствующие должности руководителей исполнительных органов госвласти. И это назначение должно предшествовать включению данных руководителей в состав правительства. Однако, по данным депутата, никаких нормативных актов о назначении на должности руководителей исполнительных органов государственной власти - вице-губернатора Петербурга-руководителя администрации губернатора (Виктора Лобко), председателя комитета по печати и взаимодействию со СМИ (Аллы Маниловой), председателя комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (Владимира Бланка) правительством Петербурга до настоящего времени не принималось. Более того, не был принят какой-либо правовой акт о формировании такого исполнительного органа госвласти как комитет по печати и взаимодействию со СМИ. Переименование же ранее существовавшего комитета по связям с общественностью в комитет по печати и взаимодействию со СМИ, согласно мартовского постановления Уставного суда, не является нормативным правовым актом об упразднении (ликвидации) и формировании (создании) исполнительного органа государственной власти.
Заявитель также обращает внимание Уставного суда на то, что назначение на должность вице-губернатора (входящего в состав правительства) руководителя администрации губернатора требует как наличия согласия Законодательного собрания Петербурга, так и соответствующих постановлений правительства города о формировании такого исполнительного органа госвласти как администрация губернатора, об утверждении Положения о данном органе, о назначении руководителя администрации губернатора. Сам губернатор не наделен полномочиями по назначению на должность вице-губернатора руководителя своей администрации.
В этой связи заявитель просит признать ряд положений постановлений губернатора о формировании правительства Петербурга, постановления правительства города о формировании исполнительных органов государственной власти Петербурга, постановления правительства «Об Администрации губернатора Петербурга» несоответствующими Уставу Петербурга. Фактически Уставному суду предстоит решить судьбу таких фигур в правительстве города как (в очередной раз) Виктор Лобко, Алла Манилова, Владимир Бланк, а также представитель губернатора в ЗакСе Михаил Бродский. Наблюдатели не исключают, что, поскольку указанные лица составляют треть городского правительства (вместе с бывшим главой администрации Центрального района Владимиром Антоновым, ранее выведенным из городского кабинета министров), под сомнение может быть поставлена и легитимность принятых в том составе постановлений правительства - по причине возможного отсутствия кворума. Чем обернется для исполнительной власти подобная ревизия ее деятельности, остается только догадываться.
Елена Гусаренко,
Фонтанка.ру