К концу апреля в театре "Приют Комедианта" ожидалась премьера спектакля о Великой Отечественной войне. Но, как выяснилось, ее не будет. Михаил Трухин, "под которого" ставилась пьеса, уехал работать в МХТ...
Из пресс-релиза:
«До конца сезона театр «Приют комедианта» планирует выпустить военный спектакль «Выше небес» с участием Михаила Трухина. Премьера состоится 22 апреля.
«Эта пьеса, прежде всего, о людях, а не о войне, - говорит режиссер Олег Куликов. - Простая человеческая история. Трое мужчин, попав после боя в окружение, пытаются остаться в живых. И все, что мешает им выйти из западни, - это они сами. Их амбиции, эгоизм, желание «мирового господства» и прочие фанаберии, так глубоко засевшие в нашей природе, - вот с чем предстоит сразиться героям нашего спектакля. Я бы сказал, что мы все окружены, даже в обычной жизни. Трудно протянуть руку друг другу, трудно примириться, трудно найти в себе силы и остаться человеком».
Я собиралась писать об этой премьере и уже договаривалась с театром, когда пресс-секретарь сообщила мне: «Вы не поверите, но премьеры... не будет». Нет, никто не заболел, все живы и здоровы. Просто исполнителя главной роли Михаила Трухина, видите ли, позвал к себе сам Олег Павлович Табаков. В Москву! В МХТ! Какая уж тут премьера... Тут мелочиться нельзя, товарищи. Бросить все к чертовой матери и ехать. Трудно остаться человеком. Амбиции важнее.
Главный режиссер и директор театра «Приют комедианта» Виктор Минков не припомнит ничего подобного. Сказать, что Виктор Михайлович в шоке – это ничего не сказать. Он с трудом согласился озвучить свои мысли по поводу Трухина и сорванной премьеры. Начал с главного:
- Идея поставить военный спектакль в год 60-летия Победы возникла у режиссера Олега Куликова. Он же пригласил Трухина на главную роль. Меня это предложение привлекло, потому что Миша Трухин – хороший актер.
Ну, разумеется – плохих актеров Табаков ведь не приглашает. Кстати, Трухин учился на одном курсе с Хабенским и Пореченковым, которые уже давно взяты в МХТ.
Спектаклю оказал поддержку Комитет по культуре. Несмотря на сжатые сроки и принятые бюджеты, деньги на костюмы и декорации все-таки нашлись у городских властей. В театре начались репетиции. Художник Анна Лаврова уже делала эскизы декораций и костюмов. Премьеру включили в репертуар.
И вдруг к Минкову приходит режиссер и говорит, что Трухин отказался репетировать, потому что ему посулили роль в Московском Художественном театре.
«Хорошо еще, - говорит Минков, - что мы не успели оплатить костюмы и декорации и напечатать афиши». В последний момент пришлось убирать название из репертуара. Ничего, считают в театре, впредь будем умнее. Но здесь вопрос даже не в уме, в этике.
Возникает резонный вопрос: почему между театром и актером М. Трухиным не был подписан контракт? Ведь известно, что в театре «Приют комедианта» нет постоянной труппы, и на каждый спектакль приглашают актеров из разных петербургских театров. Ответ прост: спектакль «Выше небес» был совместной продукцией. За гонорары исполнителям и постановщикам и за формальные отношения с ними отвечал не театр, а спонсор.
- В общем, насколько я знаю – это первый случай, - признается Минков. - Для меня это прецедент не только потому, что «кинули» театр «Приют комедианта». Возможно, это прозвучит пафосно, но Миша Трухин «кинул» город Санкт-Петербург, а значит, и блокадный Ленинград, и наших ветеранов, и сам юбилей Великой Победы. Все это очень грустно. И стыдно.
В театре, конечно, очень расстроены. Да и как можно относиться к артисту, который так поступил? Минков подбирает слова. Ну, не то чтобы резко негативно... Но это и не озлобление. Скорее, обида какая-то. Потому что с театром "Приют комедианта" никто и никогда так не обходился. Наоборот, играть в нем хотели бы многие". Как заметил Виктор Михайлович Минков, "репутация создается долго, а рушится мгновенно, так что Миша поступил опрометчиво".
Нет, конечно, Трухин позвонил и извинился. Он что-то бормотал про "так получилось". Минков пожелал ему удачи и положил трубку, не дослушав. Рассказывая мне об этом, он брезгливо морщится. Кстати, они с Трухиным не первый год знакомы, можно сказать, с детства знают друг друга.
Режиссер Куликов предлагал другого артиста, но Минков отказался: изначально спектакль ставился «под Трухина», Комитет по культуре выделял деньги «под Трухина», да и времени уже не было.
Сам актер Трухин о сложившейся ситуации разговаривать отказался наотрез. Он нервничал, раздражался и нападал. Он заявил, что его жизнь и работа никого не касаются. Он предложил позвонить ему в Москву через пару недель, когда начнутся репетиции «неважно чего» в МХТ. Мол, тогда он уже поймет, как он будет жить дальше и что он в жизни хочет. А пока просит всех оставить его в покое.
Мария Кингисепп,
Фонтанка.ру