
"Контролер идет!" - эти слова должны вызывать трепет, если вы едете без билета в пригородной электричке. Но вряд ли сегодня кто-то дрожит при мысли, что с него возьмут штраф в полном размере. Чего бояться? Отдал ревизору десятку-две и поехал дальше. Эксперимент с расследованием проводили наши журналисты.
"Контролер идет!" - эти слова должны вызывать трепет, если вы едете без билета в пригородной электричке. Но вряд ли сегодня кто-то дрожит при мысли, что с него возьмут штраф в полном размере. Чего бояться? Отдал ревизору десятку-две и поехал дальше. Многие пассажиры даже специально не покупают билеты, поскольку это дороже обойдется. Сдается, что, пользуясь таким отношением пассажиров, контролеры сами не стесняются собирать деньги. Проследив за работой контролеров-ревизоров и контролеров на турникетах при вокзалах, мы сделали вывод, что, не выписав ни одной квитанции, за месяц в пригородных поездах можно собрать миллионы рублей.
Не в том направлении
Восемь часов утра. В пригородной электричке сотни полусонных людей едут на работу в Питер. Негромкие разговоры, приглушенный смех... Слова: "Приготовьте билеты и проездные документы" - в момент превращают сонное царство в потревоженный улей.
Эту картину наша коллега наблюдает каждое утро в течение нескольких лет. И каждый раз половина вагона оказывается "зайцами". Но это не проблема ни для пассажиров, ни для контролеров. Ведь существуют маленькие розовые бумажки - штрафные квитанции. Но при этом никто не заставляет платить штраф в полном объеме. Обладателем "счастливого билетика" можно стать всего за 20 рублей. А если вам не надо выходить через турникеты, от контролера и вовсе можно отделаться десяткой. По крайней мере, такие негласные правила действуют на направлении Калище - Ораниенбаум - Петербург. И неважно, откуда вы едете: из Соснового Бора или с Броневой. И за десять остановок, и за одну плата одинакова.
Получившего квитанцию пассажира вопрос безбилетного проезда больше не тревожит. Ведь она дает ему право беспрепятственного выхода с Балтийского вокзала. Даже несмотря на то, что там установлены автоматические турникеты. Потому как у каждой "вертушки" стоит контролер, который не только просматривает проездные, но и собирает штрафные квитанции.
Для народа такая система оплаты проезда очень удобна. Нормальный билет стоит как минимум на 10 рублей больше, чем квитанция. Да и в кассу ходить не надо. А о сборах пусть сама железная дорога беспокоится. Как и о порядочности своих ревизоров, для ряда которых эта система становится источником дополнительных доходов. А то, что на "розовых бумажках" можно неплохо заработать, корреспондент "Тайного советника" знает на основе своих многолетних наблюдений и нехитрых математических действий. Ведь ему тоже порой приходится протягивать ревизору 20 рублей со словами: "Дайте квитанцию, пожалуйста".
Сколько стоит проехать "зайцем"?
Мы решили провести эксперимент - проехать "зайцами" в пригородной электричке. Середина рабочего дня. Мы на Балтийском. Покупаем билеты до Броневой - первой после вокзала станции. Это необходимо, чтобы просто пройти через турникеты на платформу. Первая отходившая электричка следовала до Гатчины. Что ж, едем, попробуем на этом направлении отловить контролеров-ревизоров.
В отличие от обычных пассажиров мы с нетерпением ждем, когда же начнут проверять билеты. Наконец женщина в синей куртке с желтой нашивкой "ОЖД" входит в тамбур, где мы устроили засаду, и спрашивает билеты. "Нет билетов", - отвечаем. Не церемонясь долго, женщина продолжает:
- 10 рублей.
- Вы не поняли: мы из города едем до Красного Села.
- Вы что, хотите штраф заплатить?
Женщина собирает с нас по 10 рублей и отходит. Мы даже растерялись. Действительно, штраф платить мы не хотели, но почему нам не выдали никакой квитанции? Мы все-таки деньги заплатили... Буквально хватаем женщину за рукав:
- Подождите, вы что, ничего нам не дадите?
- Где вы выходите?
- В Красном Селе. Нам говорили, заплатим 20 рублей и выдадут красную бумажку.
- Это обратно, когда вы едете в город. А в Красном Селе турникетов нет.
- Все равно. Дайте нам бумажку.
- Платите по стоимости билета...
- А какая стоимость?
- 28 плюс 30 рублей...
Мы медлим... Но контролер сама достает из кармана пачку квитанций. Что-то в них нас смущает. Приглядываемся. Какие-то странные квитанции: мало того что они уже заполнены, так еще и сделано это под копирку. Сам вид этих квитанций наводит на мысль, что они уже выдавались, да и не раз: помятые они какие-то... Женщина без тени смущения отрывает пару таких квитанций от пачки, помещенной под зажим, и протягивает нам. Интересно, что будет дальше?
- Подождите... А нас выпустят с такими квитанциями? Здесь написано 56 рублей, а вы взяли с нас по десятке.
- Ничего страшного.
- А если бабушки на контроле нас спросят?
- Ничего они не спросят.
- Но ведь здесь и направление совсем другое.
- Да я всегда так выписываю... Ну, бывает, путаюсь...
- А почему вы даете квитанции, которые не соответствуют ни сумме, ни направлению?
- Нормальная квитанция...
Тут женщина начинает раздражаться, а может, нервничать. Мы не отстаем.
- А откуда вы взяли такие квитанции?
- Это мои квитанции.
- Они же использованные!
- Какие использованные?
- Вы ее оторвали от той пачки квитанций, которые уже заполнены. И что, начальство вас не ругает за это?
- Нет, все нормально.
Мы, признаться, не имеем актерского образования. Да и не каждый пассажир задает такие вопросы. В общем, видно, заподозрила что-то женщина и предложила выписать нам штраф. Она даже достала другую пачку, с новенькими квитанциями. Но мы решили поберечь деньги редакции. Нам и так уже было ясно: принимать от пассажиров деньги, не выписывая квитанций или выдавая "многоразовые", на этом направлении - обычное дело.
Есть квитанция? Проходи!
Возвращаемся на Балтийский вокзал. На выходе турникеты. Одни, особо сознательные, пассажиры минуют их по билетам или проездным. Другие - отдают контролерам квитанции, подобные нашей. У нас одна штрафная квитанция на двоих. Наблюдаем, как работают контролеры на турникетах. Видим, что на оформление квитанций они и не смотрят. Да и некогда им это делать - пассажиры валят валом. Только успевай оборачиваться. Заметили женщину-контролера, которая вышла из здания вокзала и целенаправленно проследовала в сторону туалетов. Мы преградили ей дорогу и спросили, что делать с квитанцией, не соответствующей действительности.
- Неважно, что в ней написано, - сказала женщина, - отдадите контролеру и пройдете.
- А меня сейчас могут не выпустить с этой бумажкой?
- Обязательно выпустят, потому что мы не смотрим, что в ней. Нам была бы квитанция, и все. Нам разницы нет, что тут написано, мы не читаем. Есть квитанция - значит, человек заплатил.
- А в квитанции ведь даже не указано, что я приехала на Балтийский вокзал.
- Я вам объясняю: мы не смотрим, нам все равно. Мы пропускаем по квитанции. А если вам так важно, вы это должны ревизору сказать, который выдает квитанции. А если вам неважно, отдавайте нам квитанцию, и все.
Такого ответа нам было недостаточно. Мы настолько вошли в роль добропорядочных и сознательных граждан, радеющих за взимание доходов с железнодорожных перевозок в полном объеме, что подошли к турникетам и обратились к другому контролеру. Посмотрите, говорим, что делается, какие квитанции в поездах выдают.
- Ай-ай-ай, надо рвать ее немедленно! - возмутилась бабуля.
- А это настоящие ревизоры нам такую квитанцию дали?
- Ну конечно... Только это.. Может, они не в свою смену работают... Химичат... Деньги дерут и в свой карман складывают.
Так-так. Это уже интересней. Продолжаем допытываться: посмотрите, говорим, квитанция под копирку заполнена, ее при нас не заполняли...
- Ну, ясно, что они повторные выдают.
- А откуда берут контролеры эти повторные квитанции?
- Кто-то нечестно работает. У нас же четыре смены, в каждой смене по пять-шесть человек. Кто-то, значит, эти квитанции собирает и, которые получше, отдает ревизорам.
- А что, ревизоры и контролеры между собой договариваются?
- Ну, естественно! Конечно, не просто так.
- А наказывают за это?
- Ну а как же, если поймают. При мне уже уволили человек десять наших контролеров. И комиссии бывают, или просто кого-то подставят посмотреть, как мы работаем. Если только заметят, сразу увольняют.
- А ведь на этом много денег можно собрать... Неужели начальники не в курсе?
- Ну, вообще-то мы говорим, но нарушителей никак не поймать.
- А вы кому подчиняетесь?
- Балтийскому вокзалу. У нас свой бригадир, свое начальство. Еще нас контролирует "Транском". Они, бывает, тоже втихаря проверяют, как мы работаем.
Пока одна из нас отвлекала женщину увлекательной беседой, другая заметила, что уже надорванные квитанции женщина собирает в правую руку, а те, что получше, - в левый карман. Сортирует, наверное, чтобы удобней было в урну выбрасывать!
Куда деваются деньги?
Так что же получается? Первый попавшийся в поезде ревизор выдал нам сомнительного происхождения квитанцию. Позволим себе допустить, что это не единичный случай. Интересно, сколько десяток можно собрать, вообще не выдавая квитанций, "проверив" всего один поезд? А с нескольких поездов? А за месяц?! Может быть, скромные контролеры-ревизоры на самом деле теневые миллионеры?
Попробуем подсчитать, сколько в принципе крутится денег в пригородных электричках. Оговоримся сразу: наши подсчеты не претендуют на научную точность, и мы даже не утверждаем, что наши выводы полностью соответствуют действительности. Однако полученные нами результаты позволяют понять, о цифрах какого порядка идет речь.
Итак, в обычной электричке из десяти вагонов с 92 сидячими местами в каждом может ехать около 900 пассажиров. Предположим, что хотя бы треть из них безбилетники. Хотя каждый из нас видел, что при проверке билетов "зайцев" в вагоне оказывается и больше. Допустим все же, что из всего поезда без билета проехали лишь 300 человек, просто отдав контролеру-ревизору по 10 рублей. Тогда получается, что с одной электрички, не выдавая штрафных квитанций, в день можно собрать около 3000. Умножим эту цифру хотя бы на 30. На Балтийский вокзал, например, в день прибывает никак не меньше электричек. Получаем: 90 000 рублей в день. Эта цифра увеличивается вдвое, если посчитать и убывающие поезда.
Таким образом, за месяц по десятке можно насобирать пять миллионов четыреста тысяч рулей. Мы не проверяли, сколько составляет "сбор" в электричках, отправляющихся с остальных четырех вокзалов Петербурга - Витебского, Финляндского, Ладожского и Московского. Но знаем, что и на тех направлениях существует такая система сбора штрафов. Поэтому разве не справедливо предположить, что сбор со всех поездов ОЖД за месяц может составить более 25 миллионов?
Ревизией поездов, отправляющихся со всех четырех вокзалов, занимается одна и та же дирекция пригородных перевозок "Транском" ОЖД. Неужели в этой организации не знают о том, что их контролеры-ревизоры собирают с пассажиров деньги, порой не выдавая даже "многоразовых" квитанций? Трудно поверить, что серьезные денежные потоки не контролируются никем, кроме контролеров-ревизоров. Объяснить нам происходящее в пригородных поездах мы попросили первого заместителя начальника дирекции пригородных перевозок "Транском" ОЖД Андрея Василевского.
Наше наблюдение, что контролеры-ревизоры ходят по вагонам и буквально складывают деньги себе в карман, Андрея Василевского не удивило. По его словам, основное количество жалоб на то, что собираются деньги и не выписываются квитанции, поступает на лжеревизоров, изгнанных из рядов настоящих. Оказывается, у "Транскома" охвачено контролем 65-70 процентов поездов. И люди, работавшие раньше ревизорами, знают, какие электрички идут "пустыми". Вот они и начинают в них деньги себе в карман собирать.
Логично. Но почему тогда такое явление, как лжеревизор, так распространено, что встречается буквально на каждом шагу? Они же только в 30 процентах поездов могут действовать? А мы с первого раза на таких наткнулись. Кроме того, одна из нас вообще каждое утро эту картину наблюдает, добираясь на работу на электричке.
В ответ на наши укоры в адрес контролеров-ревизоров Андрей Василевский по-отечески защищал своих подчиненных. "Если, - говорит он, - контролер будет на сто процентов исполнять свои обязанности... вытряхивая из каждого пассажира, откуда тот ехал, куда ехал, заполняя досконально квитанцию, он пройдет максимум полвагона. А остальные девять вагонов поедут бесплатно..." А по графику каждый контролер должен сдать за месяц 28 тысяч рублей. Если учесть, что всего на железной дороге трудится 280 контролеров-ревизоров, то в конце каждого месяца они должны пополнять казну суммой почти в 8 миллионов. Да, действительно, тяжела доля контролеров-ревизоров. Но вот мы посчитали, и получилось, что, даже за вычетом этой суммы, у них должно кое-что оставаться.
Похоже, не имея ни времени, ни сил взимать штрафы в полном размере, контролеры-ревизоры берут не качеством, а количеством. А разве не удобно? Быстро собирать по 10 да по 20 рублей, в конце месяца сдавать 28 тысяч и, может, еще что останется?! А остаться, по нашим примерным подсчетам, может вполне приличная сумма.
Диана Васильева
Полностью материал опубликован в вышедшем сегодня номере газеты "Тайный советник".