23 марта 2005 года. У СКК закладывают символический первый камень будущего торгово-развлекательного центра «Питер-Радуга». Но оборотная сторона грандиозного строительства очень напоминает преступление, последствия которого непредсказуемы...
23 марта 2005 года. Губернатор Петербурга, французский консул, высокопоставленные чиновники, бизнесмены, первые лица известной французской строительной компании «Винси Конструксьон Гран Прожэ», журналисты стоят на строительной площадке у СКК. Сейчас закладывают символический первый камень будущего торгово-развлекательного центра «Питер-Радуга». Играет музыка, произносятся речи, звенят бокалы с шампанским. Но за внешним лоском чувствуется напряжение. Мы знаем, почему: оборотная сторона грандиозного строительства очень напоминает преступление, последствия которого непредсказуемы...
В газете "Ваш Тайный советник" есть три документа с одинаковыми названиями «Санитарно-эпидемиологическое заключение». Исходящие номера, печати, подписи, все, как полагается: Государственная санитарно-эпидемиологическая служба России - структура серьезная. Все три документа про одно и то же - исследование уровня загрязнения почвы в квартале N 4. Это участок земли площадью около 24 гектаров, расположенный в непосредственной близости от СКК на проспекте Космонавтов. Документы датированы 27 мая, 6 сентября и 25 октября 2004 года.
Резюме первых двух заключений ужасает. Земля практически по всей площади загрязнена бензапиреном, концентрация которого в некоторых местах в 100 раз превышает предельно допустимую. Говорят, на этом месте когда-то давно была свалка, куда свозились отходы от разборов послевоенных пожаров. Территорию надо рекультивировать, то есть вывозить тысячи кубометров грунта на специально оборудованные полигоны и завозить новый - незараженный. Но, оказывается, есть и другой вариант.
Смотрим третий документ. Санитарно-эпидемиологическое заключение, квартал N 4, печать, подпись. Только резюме противоположное: «Результаты исследований уровней загрязнения почвы по химическим показателям... соответствуют государственным... нормативам...» И заказчик этого исследования другой - не далекие от реалий российской действительности французы, а наше родное ОАО «Генеральная строительная корпорация». Все изменилось в 100 раз, то есть в данном случае с точностью до наоборот.
Бензапирен - канцерогенное вещество, которое расценивается медиками как однозначно провоцирующее раковые заболевания. Опасен он прежде всего своей проникающей способностью. Человек может получить его не только через кожу, но и через дыхательные пути и с пищей. Фактически где бензапирен в организм попал, там и может возникнуть злокачественная опухоль. Применительно к нашему случаю ситуация такова.
Если бензапирен остается в почве, на которой вырастает красивый гипермаркет, досуговый центр и прочие приятности, то угроза попадания его в организм человека распространяется прежде всего на тех людей, которые в данных учреждениях работают. Заражение, скорее всего, произойдет через дыхательные пути. Люди будут часто ходить по зараженной земле, в сухую погоду от этого будет образовываться пыль, которую люди будут вдыхать. Возможный результат - рак легких. Если бензапирен оказывается в почве, где произрастают всякие овощи, то понятно, что в организм человека он попадает вместе с этими овощами. Возможный результат столь же малопривлекателен - рак желудка.
Остается добавить, что наличие в почве бензапирена в концентрациях, в 100 раз превышающих предельные, - это очень опасно. Такие участки подлежат обязательной рекультивации. Не случайно разговор с ассистентом-переводчиком строительного отдела «Винси» Анастасией Гришиной не сложился. Она утверждала, что все в порядке и никаких загрязнений нет. А полное замещение грунта, которое заметно каждому, кто подойдет к стройке поближе, "связано с тем, что там было очень много торфов, которые являются. слишком слабыми для того, чтобы строить на них здания"
Если поговорить с людьми, имеющими опыт взаимодействия с представителями санитарно-эпидемиологических служб, то можно предположить, что трактовка поразительно противоположных по смыслу заключений может не иметь к реальному загрязнению грунта никакого отношения. Бывают ведь и недобросовестные сотрудники СЭС...
Поэтому отдел расследований АЖУРа заинтересовала реакция заказчиков последнего, «хорошего» заключения, но не официальная, а фактическая.
"Расследователи" взяли видеокамеру и поехали к СКК. Вот что было дальше...
Строительная площадка надежно огорожена сплошным забором с воротами. Паркуемся поблизости, прицеливаемся. Самосвалы выезжают один за другим, они доверху нагружены чем-то отвратительным. Так обычно выглядит содержимое старых свалок, где перемешаны бытовые и строительные отходы.
...Постояли, и хватит. Включаем двигатель и пристраиваемся в хвост одному из самосвалов. Опыт наружного наблюдения тут не требуется - в условиях петербургских улиц никакой самосвал не уйдет от «Жигулей».
Мы выезжаем на Московское шоссе, проезжаем Шушары и делаем левый поворот напротив указателя «Ленсоветовский». Дальше самосвал едет по отвратительной поселковой дороге, вокруг какие-то обломки, поля, самосвал делает еще поворот и выгружается прямо в поле. Находящийся там бульдозер быстренько разравнивает новую порцию черного чего-то там, где якобы 100 ПДК, самосвал разворачивается и уезжает.
Мы его не преследуем - и так все понятно. Те, кто строят гипермаркет, прекрасно понимают, что грунт надо вывозить - они это спешно делают. Вывод: все-таки следует доверять первым двум заключениям? Когда бы с бензапиренами было все в порядке, самосвалы бы за Шушары не шастали? Или там искренне полагают, что избавляются от торфа?
Мы возвращаемся в редакцию и задаем единственно правильный в такой ситуации вопрос: то, что мы видели, - вывоз торфа, рекультивация зараженного грунта или преступление? Ответ следует искать только в одном месте - в Управлении по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Санкт-Петербургу. Пишем запрос и направляемся с ним на Васильевский остров. Нам повезло, более-менее быстро приходит ответ: «...АО «Винси Конструксьон Гран Прожэ» и ОАО «Генеральная строительная корпорация»... лимитов на размещение отходов... не имеют... за период с 2004 года по настоящее время... расчеты платы за... негативное воздействие на окружающую среду... не предоставляли... экспертиза проекта строительства не была проведена...»
Говорить о рекультивации не приходится. Рекультивация - это разрешенный соответствующими государственными органами вывоз конкретного количества зараженного грунта на конкретные полигоны, имеющие лицензии на размещение отходов соответствующих классов опасности. Соответствующие органы, как мы видим, тут вообще ни при чем. О вывозе грунтов на лицензированные полигоны (пусть самовольном) говорить также не приходится - там, куда ездят самосвалы, таких полигонов попросту нет.
И еще вопрос: какой процент зараженного грунта (если он все-таки заражен) на самом деле вывезли - глубину-то заражения, похоже, никто не рассчитывал?
Но будем справедливы: героическая деятельность строителей «Питера-Радуги» если и противоречит законодательству (если противоречит, то очень, кстати, сильно противоречит), то полностью этим законодательством и спровоцирована. Берет, например, строитель лопату и вырывает кучку земли из того места, которое отведено ему для строительства. Вырывает он эту кучку, а там - зараженный грунт, о чем он раньше по каким-то причинам не знал. Парень попал! Ему придется платить государству за образование отходов, плюс налог за вредное воздействие на окружающую среду, плюс за свой счет производить рекультивацию! Будто он виноват в том, что кто-то когда-то загадил доставшийся ему участок. Применительно к «Питеру-Радуге» цена вопроса может приближаться к миллиарду рублей.
Вообще, создается впечатление, что у организаторов всех этих безобразий нет детей, нет близких родственников. Если верить двум первым заключениям СЭС, то налицо грубейшие нарушения природоохранного законодательства, которые происходят при строительстве торгово-развлекательного комплекса. Но, кроме этого, остается обычная человеческая составляющая нашей истории. Ваши дети не будут ходить в новый гипермаркет? Вы скажете «не будут». Хорошо. А вы уверены, что им не придется есть овощи, выросшие на тех полях, куда вы спешно вывозите возможно зараженные грунты?
Отдел расследований АЖУРа
Полный текст статьи можно прочитать в сегодняшнем номере газеты "Ваш Тайный советник"
О строительстве центра ранее писала "Невастройка".