Вопрос с возвратом инвестиций, вложенных нефтяным магнатом ООО «Лукойл-Северо-Запад-нефтепродукт» в развитие железнодорожных подходов к нефтеналивному терминалу в порту Высоцк до сих пор не решен. Об этом в пятницу сообщил руководитель ОАО «Российские железные дороги» Геннадий Фадеев на встрече по итогам совещания при полномочном представителе президента РФ Ильи Клебанове. На совещании обсуждался вопрос развития железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного региона.
«Вопрос возврата денег, которые «Лукойл» выдал нашей компании на развитие подъездных путей, регулярно поднимается и обсуждается, однако до сих пор не решен», - поведал Геннадий Фадеев.
Мысль Геннадия Фадеева продолжил заместитель министра транспорта РФ Александр Мирашин, отметивший, что возврат инвестиций предусматривается в каждом конкретном случае отдельным договором. А такого договора между нефтяным магнатом и железнодорожным монополистом не было. Но железнодорожники до сих пор, по крайне мере, на словах оперируют возможностью компенсации «Лукойлу» хотя бы части его затрат.
Напомним, что компания «Лукойл» как заказчик строительства порта Высоцк стала первым и самым крупным инвестором Октябрьской железной дороги, вложив порядка 300 миллионов рублей в расширение и модернизацию железнодорожных подходов к нефтяному терминалу морского порта Высоцк. Договоренность о том, что «Лукойл» участвует в финансировании строительства и модернизации путей к терминалу, была достигнута еще во времена Геннадия Комарова, на тот момент возглавлявшего ОЖД. "Лукойл" даже подготовил проект расширения транспортной инфраструктуры строящегося терминала нефтепродуктов, который должен был усовершенствовать организацию доставки нефтеналивных грузов и обеспечения работы распределительно-перевалочного комплекса в морском порту Высоцк.
Кроме того, в рамках этой договоренности ОЖД и «Лукойлом» были выполнены совместные работы по строительству железнодорожной обходной ветки от ст. Верхне-Черкасово до станции «Нефтяная». До начала строительства обходной ветки дефицит провозной способности горловины станции Выборг не позволял увеличить грузопоток свыше 2,5 миллиона тонн в год. Теперь же модернизированные подъездные пути позволяют обеспечивать грузопоток в адрес нефтяного терминала в Высоцке до 2,5 миллиона тонн нефти в год, что соответствует мощности первой очереди нефтяного распределительно-перегрузочного комплекса «Лукойла».
Между тем, руководство «РЖД» озабочено дальнейшими путями развития порта в Высоцке. Для последующего наращивания грузооборота, по мнению железнодорожников, необходимо строительство вторых главных путей на дальнем подходе (Заневский пост-Ржевка-Ручьи), строительство путепроводной развязки на станции Верхне-Черкасово и электрификация участка Пихтовая-Выборг с дальнейшей электрификацией перегона Пихтовая-Высоцк и строительством соединительной линии между станцией Высоцк и нефтяным терминалом ОАО «Лукойл».
Кроме того, по мнению Геннадия Фадеева, в целом, в соответствии с планами развития морских портов Северо-Западного округа требуется корректировка генеральной схемы развития транспорта Северо-Запада, которая была утверждена в 2003-м году. Ведь к 2010-му году, по прогнозам Фадеева, переработка грузов портами Балтийского региона может достигнуть 270 миллионов тонн.
Светлана Андреева,
Фонтанка.ру