Объявленный Смольным конкурс перевозчиков на право осуществления пассажирских перевозок по городским автобусным маршрутам закончился своего рода скандалом. В среду Комитет по транспорту сообщил о результатах затянувшегося соревнования. Одновременно стало известно, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело в отношении правительства Петербурга и Комитета по транспорту по признакам нарушения закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Если в ходе рассмотрения дела будет признано, что Смольный нарушил антимонопольное законодательство, то конкурс, возможно, придется проводить вновь. Впрочем, в Комитете по транспорту уверяют, что этого не произойдет, поскольку «все конкурсные процедуры были согласованы с территориальным управлением ФАС». Однако антимонопольщики такого не припоминают.
По результатам объявленных в среду итогов победителями конкурса стали ГУП «Пассажиравтотранс», которому Смольный отдаст в распоряжение 13 лотов, и ОАО «Третий парк», которому достался только один лот. Кроме того, Комитетом по транспорту рекомендовано заключить договоры методом размещения «у единственного источника» по городским маршрутам с ГУП «Пассажиравтотранс» (по 14 лотам) и с ОАО «Третий парк» (по одному лоту). По пригородным маршрутам ГУП «Пассажиравтотранс» и ОАО «Третий парк» в качестве «единственного источника» «возьмут» 6 и 1 лот соответственно. Напомним, всего на конкурс было выставлено 62 лота.
Еще для почти десятка компаний Комитет по транспорту приготовил особый вердикт, который гласит: «установить возможность признать их победителями конкурса». Это значит, что до 15 апреля формальные победители должны представить в необходимом количестве свой подвижной состав, тем самым доказав, что действительно имеют потенциал для работы в городе. Доказывать свои возможности придется ООО «Балтикстар» (4 лота), ООО «Сеть пассажирских перевозок» (3 лота), ЗАО «Такси-2» (2 лота), ООО «Царскосельское транспортное предприятие» (7 лотов), ООО «Вест-Сервис» (5 лотов), ООО «Питеравто» (6 лотов), ПК «Корма-РАФ» (1 лот), предпринимателям Цицварину (3 лота) и Арокину (1 лот).
Как сообщили корреспонденту «Фонтанки» в Комитете по транспорту, «в случае непредоставления предполагаемым победителем конкурса в срок до 15 апреля 2005 года указанного в конкурсной заявке подвижного состава, конкурсные заявки участника, включая конкурсные предложения по всем лотам, будут отклонены Государственной конкурсной комиссией». В общем, окончательные итоги конкурса будут подведены только в середине апреля. Пока же победителями признаны только ОАО «Третий парк» ГУП и «Пассажиравтотранс».
Кстати, по словам председателя Комитета по транспорту Александра Дацюка, ГУП «Пассажиравтотранс» с 1 мая будет контролировать не 90 процентов рынка, как до последнего времени, а всего 75 процентов. В числе положительных моментов прошедшего конкурса глава Комитета привел возможность снижения тарифов на перевозки на коммерческих маршрутах, так как «ряд конкурсантов заявили свои предложения о цене ниже максимально возможной, указанной в условиях конкурса» (по условиям она составляет 17 рублей).
Несмотря на высокий, по словам Александра Дацюка, интерес к конкурсу частных перевозчиков, по 8 городским лотам и по 31 пригородному маршруту он признан несостоявшимся. Как заверил председатель Комитета по транспорту, «вся маршрутная сеть будет закрыта» (очевидно, имея в виду, что все маршруты будут обеспечены подвижным составом). Дацюк заверил , что те лоты, на которые не найдется победителей, будут автоматически переданы ГУП «Пассажиравтотранс». Кроме того, Комитет принял решение о перенесении срока начала исполнения обязательств по договорам на перевозку победителями конкурса пассажиров на 1 мая. Хотя Смольный намеревался внедрить новую систему перевозок уже с 1 апреля.
Как сообщил председатель комитета по транспорту Александр Дацюк, с момента вступления результатов конкурса в силу 900 маршруток будет упразднены, а вместо них на линии выйдут 600 крупногабаритных автобусов.
Напомним, что дату подведения итогов этого конкурса несколько раз переносили. Затягивание принятия решения конкурсной комиссией руководство Комитета объясняло объективными причинами – проверкой документов. Сегодня Александр Дацюк отказался подтвердить информацию о том, что некоторые перевозчики сознательно пошли на фальсификацию конкурсной документации, чтобы пройти квалификационный отбор, искусственно завысив свой парк. Условия конкурса были сформулированы таким образом, что поучаствовать в нем могли только крупные компании, обладающие большим парком автобусов. Александр Дацюк только заметил, что «около 10 оферентов» были отклонены еще на предварительном отборе, в основном по причине «неверного предоставления документов о банковской гарантии».
Между тем, аналитики прогнозируют возможность войны перевозчиков. Как заявляли сегодня некоторые проигравшие, они намерены продолжать работать, «несмотря ни на что». В том числе и потому, что являются «авторами» многих маршрутов, которые теперь Комитет по транспорту, не вложив в их развитие ни копейки, планирует отобрать. Генеральный директор ООО «Престиж-Авто» Андрей Колосов даже получил ответ из прокуратуры, в котором сказано, что «федеральное законодательство не содержит запрета на занятие предпринимательской деятельностью, в том числе по перевозке пассажиров хозяйствующими субъектами, не принимавшими участие в конкурсах».
Однако Александр Дацюк обратил внимание участников конкурса на то, что, поскольку маршрутная сеть утверждена Смольным, то и право использовать ее имеет только город. Если проигравшие перевозчики будут стоять на своем, то можно предположить, что с 1 мая по многим маршрутам будет ездить в два раза больше автобусов.
Кстати, завтра в Арбитражном суде по Петербургу и Ленобласти должны состояться первые слушания по иску частных перевозчиков, которые намерены оспорить законность условий конкурса.
Надежда Зайцева,
Фонтанка.ру
Напомним, что правительство города уже назвало маршруты, которые будут отменены в ближайшее время. Их список можно увидеть на сайте "Невастройка".