Каждое важное событие оставляет свой след в искусстве, особенно если это трагедия. А если рисует ребёнок? В рисунках блокадных детей и их ассоциациях отражается ужас того времени. Но тревожно то, что современные дети куда ближе к детям 1941-го, чем к послевоенному поколению 1951-го...
Шестнадцать рисунков, сделанных маленькими ленинградцами в 1941 году, можно увидеть в новой книге известного учёного, Мариониллы Кольцовой. В 1941 году она начала работать в больнице на 14-й линии Васильевского острова. И уже в ноябре заметила, что многие дети стали умирать не от ран, болезней или голода, а от нежелания жить, от психологического коллапса. Это и сейчас случается с детьми, оказавшимися в критических ситуациях. Не помогали ни игрушки, ни книги. Перепробовав множество способов вернуть детям интерес к жизни, Марионилла Кольцова дала своим маленьким пациентам бумагу и карандаши, без особой надежды на то, что это поможет. Однако многим детям это помогло – на бумаге стали возникать образы.
Образы страшные – страх и переживания детей перенеслись на бумагу. Здесь и фашистские самолёты над городом, и картины, рассказывающие о голодной зиме. Пятнадцатый рисунок – «Чёрный квадрат». Мальчик, нарисовавший его, узнал, что у художника Малевича есть такая картина, и заметил: «Наверное, этому Малевичу тоже было плохо». А завершает коллекцию один из немногих радостных рисунков, изображающий странного, но улыбающегося домашнего питомца. Маленький художник или вспоминал что-то светлое из предвоенных лет, или с надеждой смотрел в будущее... Теперь этот метод называется арт-терапией.
Книга рассказывает о творчестве, которое помогало детям выживать в самые тяжёлые дни войны. Она была написана на основе военных дневников ещё к 2001 году, но только теперь, благодаря благотворительной программе «Опалённые блокадой» и помощи спонсоров, книга увидела свет. Весь небольшой тираж – 2500 экземпляров – поступит в образовательные учреждения города, чтобы с книгой могли ознакомиться специалисты, которые потом донесут её содержание до детей. Ведь сейчас дети попадают в экстремальные ситуации гораздо чаще, чем в прошлые годы.
Кроме того, Марионилла Кольцова в 1941 и 1951 годах спрашивала детей, что у них ассоциируется со словами «атака», «блокада», «осколки», «бомба». Для детей сороковых всё это было близко и реально, а уже в 1951 году на слово «блокада» они отвечали, что это какая-то дата, когда люди надевают ордена.
Совсем недавно, в январе 2005 года, такие вопросы снова задали детям. Результаты оказались тревожными – понятия нынешних детей гораздо ближе к войне, чем у их ровесников из 1951 года. Только «враги» вместо «фашистов» ассоциируются с «террористами» или «теми, кто убил детей в Беслане», а «бомбы» - с пластидом или ограблением банка... Но самым оригинальным был ответ: «враги – это люди, которые друг про друга думают плохо».
Илья Снопченко,
Фонтанка.ру
Фото автора