По неофициальным данным, в Петербурге проживает как минимум 54 тысячи бомжей. Из них местных - не более 20 процентов. О том, как люди без определенного места жительства провели нынешнюю довольно суровую зиму, рассказали представители общественных организаций по работе с бездомными.
Согласно неофициальной статистике, на сегодняшний день в Петербурге проживает как минимум 54 тысячи лиц без определенного места жительства. Из них в городском пункте учета лиц БОМЖ состоят всего 7 тысяч. О том, как они провели нынешнюю довольно суровую зиму, рассказали сегодня представители общественных организаций по работе с бездомными.
Город полон больных бомжей
По данным территориального фонда ОМС, в течение этой зимы в стационары города обратились 840 бездомных, почти двум сотням из которых врачи не сумели спасти жизнь. Но, как заявляют специалисты по работе с бомжами, это только «вершина айсберга», так как подавляющему большинству нуждающихся в медпомощи до врачебной койки вообще не удается добраться. Им приходится умирать в подвалах и на улицах, так как в большинстве случаев из приемного покоя их отправляют обратно «гулять». Таким образом, подсчитать, сколько больных опасными вирусными заболеваниями бомжей каждый день бродит по Петербургу, практически невозможно.
Руководитель общественной благотворительной организации «Покровская община» Галина Клишова поведала о том, как недавно из одной петербургской больницы отпустили зараженного брюшным тифом бездомного. Правда, предварительно, для проформы, у него все же взяли кровь на анализ, но не стали задерживать до того момента, как результаты будут готовы. К тому времени, как для врачей стал очевиден устрашающий диагноз, бездомный уже снова ходил по улицам города. Несмотря на то, что медикам пришлось тут же «забить тревогу» и принять меры по розыску мужчины, найти его «по горячим следам» так и не удалось. И это, как уверяют специалисты, в нынешней практике это - далеко не единичный случай.
Асоциальное неравенство
Всего в Петербурге функционирует 5 городских домов ночного пребывания для бомжей, четыре из которых находятся на балансе государства, а один содержится общественной организацией «Ночлежка». В этих ночных приютах может разместиться порядка 170 человек. Несмотря на то, что бомжей в городе более 50 тысяч, специалисты констатируют: ночлежки пустуют. Проблема в том, что попасть в них для среднестатистического бомжа очень непросто. Согласно местному закону, для этого он должен предоставить массу медицинских справок, а также доказательства того, что последним местом жительства для него был Петербург. А «питерских» бомжей в городе, по разным оценкам, не более 20 процентов от общего количества. Все остальные вынуждены замерзать в подвалах и на чердаках, даже если в теплых ночлежках в это время пустуют койки.
Впрочем, такое положение вещей городские власти объясняют объективной логикой. По мнению представителей комитета по труду и социальной защите населения Петербурга, если городские власти будут настроены к иногородним бомжам более лояльно, то приезжие бездомные окончательно наводнят город. «Мы не можем помогать всем тем, кто не имеет отношения к Петербургу, - считает представитель комитета Елена Ломакина. – Это дополнительная нагрузка на медицинские учреждения и вообще на всю социальную сферу». Самое большее, что может предоставить приезжему бездомному город, так это купить билет «на родину». Видимо, для того, чтобы он продолжил «бомжевать» там.
Другая проблема заключается в том, что в петербургские ночлежки пускают только здоровых бомжей. Инвалидам туда вход закрыт. При этом альтернатив для последних город до сих пор предложить не может. Представители городской администрации уверяют, что в ближайшее время такое учреждение, возможно, начнет действовать в Петербурге. Но пока для его строительства еще даже не выбрано «пятно».
«Монетизация» ударила и по бомжам
Как выяснилось, сложности в жизнь бомжей внесла и монетизациция. Дело в том, что законодатели, разрабатывая скандально прославившийся 122-ой закон, вообще о них забыли. В результате почти 1400 бездомных граждан, имеющих право на льготы (среди них - пенсионеры, инвалиды, ветераны труда), которые в силу различных обстоятельств лишились крова, остались без льготных выплат. Именно такие цифры озвучил сегодня председатель петербургской региональной благотворительной организации помощи лицам без определенного места жительства «Ночлежка» Максим Егоров. Он даже написал соответствующее письмо вице-губернатору Людмиле Косткиной, в которой проинформировал Смольный о сложившейся ситуации.
Впрочем, по данным чиновников, бомжей-льготников, которых «обошел» новый закон, на самом деле гораздо меньше. Якобы льгот лишены только региональные льготники-бомжи, в то время как федеральные имеют возможность в полной мере рассчитывать на поддержку государства (единые денежные выплаты, проездной билет и т.д.). Когда же «монетизация» наступит для 500 региональных льготников-бомжей, неизвестно. Для этого местные законодатели должны принять соответствующие поправки в городской закон «О мерах по социальной поддержке граждан». Но, судя по всему, пока депутатов никто не торопит вспомнить про бездомных льготников, которые, в отличие от «официальных», не устраивают демонстраций, не перекрывают транспортные артерии, а просто тихо умирают в подвалах.
Надежда Зайцева,
Фонтанка.ру