Для некоторых транспорт - работа. Но если Вы - не водитель, не контролер, не вор, а оперативник по работе с "карманниками"? Вот тогда отсутствие бесплатного проезда может привести к профессиональной дисквалификации. И нашим пустым карманам...
- «Веду» я, значит, его голубу. По Невскому, на «Гостинку». Покрутились там, повертелись. Не везет пацану. Ну, и со мной думаю тебе, братец, сегодня не повезет. Поползли пехом до «Сенной». На рынок навострился, заяц. Ан нет, на площади у метро крутится. Ага, клиента присмотрел. Хороший такой клиент, глупый – толстый бумажник в наружный карман куртки положил, и тот так соблазнительно выпячивается. Клиент в метро, и «мой» туда же. Я за ними. Один по карточке, другой по жетону. Я по инерции двинулся к будке контролера, и тут натолкнулся на настороженный взгляд метрошного собрата. Пошарил по карманам - ну, нет жетона. Махнула мне удача рыжим хвостом.
Не раз, и не два приходилось мне слышать подобные истории от сотрудников милиции, когда закончилась для работников правоохранительных органов эпоха бесплатного проезда. После прошедших в январе митингов слово «монетизация» стала прочно ассоциироваться лишь с одной категорией граждан - пенсионерами. И как-то на задний план отошел тот факт, что льготы «монетизировали» не только бабушкам и дедушкам, но и тем, кто во время митингов их охранял – милиционеров. На них кидались с клюкой и кричали «Сатрапы!». А они также, как и митингующие, думали о том, как доехать до дома...
Кое-какие подразделения ГУВД по Петербургу и области к концу зимы оказались «обилечены» специальными вкладышами, позволяющими достойно общаться со всевозможными транспортными контролерами. А вот самые нуждающиеся в этом оперативники – занимающиеся раскрытием карманных краж, почему-то оказались «в пролете». А ведь не секрет, что для «клиентов» оперативников самое хлебное место – транспорт.
Жаловаться «карманники» не привыкли. Чего жаловаться, если на каждые праздники от руководства в виде подарка они получают очередное «усиление» в связи с террористической угрозой. Любимых в этом году поздравляли не с шампанским в руках, а по связи, которая, как гласит реклама, нынче, превыше всего. «Первый, первый, как слышишь? Прием...»
Для нас транспорт – рабочее место, - говорит заместитель начальника «карманного» отдела ГУВД Юрий Васильев. – Мы как кондукторы обслуживаем пассажиров. Обеспечиваем их безопасность. Мы не просим вернуть льготы, но это рабочая необходимость.
Наиболее пострадавшим от монетизации льгот операм-«карманникам», дабы спасти свое профессиональное и финансовое положение, приходится сокращать обычные маршруты и больше времени проводить на «чистом воздухе», что не всегда целесообразно, а порой и просто холодно. От маршрута прошлых лет, выработанного годами - из дома на метро в контору, потом - на метро (на Невский – «Маяковская», «Гостинка»), затем - троллейбус или автобус, Апраксин рынок, потом Сенной, опять на метро в Выборгский район, где приходится покататься раза три на «подземке», на метро в центр, и домой тем же видом транспорта, - приходится отказываться.
По скромным подсчетам, в день у опера только на транспортные расходы может уходить до 100 рублей. Рабочих дней в месяце от 22 до 26. Средняя зарплата у сотрудника «карманного» отдела 6000 рублей. Итого получается, что практически треть заработанных денег уходит в профессиональный оборот. Если бы речь шла о коммерсантах, то можно было бы только аплодировать такому «обороту». А вот для сотрудников милиции это дело пахнет керосином. Кто-то не выдерживает и уходит. Таких немало. Но есть и те, кого называют «сумасшедшими». Так же, как все, они покупают жетоны впрок или карточки на ограниченное количество поездок. Из мест для «прогулок» зачастую выпадают те, до которых накладно добираться. Совсем туда не ездить оперативники уже не могут, но и часто - тоже.
Страдают от такого исхода дела простые обыватели, у которых карманные воры «тырят», что называется, мелочь (и не только) по карманам. И получается, что снова виновата милиция, которая не следит за совсем распоясавшейся преступностью. Так и ходят «карманники» - всем должные и никому не нужные...
Инна Никитина,
Фонтанка.ру