В Мариинском театре начался первый фестиваль Чайковского, пополнив коллекцию фестивалей от Мариинского (в этом году их будет сразу четыре – вслед за фестивалем Чайковского последуют международный балетный фестиваль и фестиваль «Звезды белых ночей»). Будет и еще одна новинка – фестиваль, посвященный масленице. О фестивале Чайковского и вообще о планах на 2005 год рассказал журналистам Валерий Гергиев.
- Мы хотим не столько удивить именами, сколько создать именно атмосферу фестиваля, - рассказал Гергиев о идее этого фестиваля. Он начался оперой «Чародейка» в постановке Дэвида Паунтни, а войдут в его программу лучшие постановки театра: «Спящая красавица» и «Щелкунчик», «Мазепа» и «Иоланта», «Евгений Онегин» и «Пиковая дама».
Для закрытия выбрана именно «Пиковая дама» в постановке Юрия Темирканова. Валерий Гергиев отметил, что лично для него – это едва ли главное событие фестиваля Чайковского. Впрочем, самым важным он считает именно атмосферу – для этого и общедоступные бесплатные концерты камерной и инструментальной музыки Чайковского в фойе Мариинского (в 15-30 - 13, 15, 17 и 20 февраля), и специальные тематические видеопоказы.
Неделя масленицы в Мариинском в этом году будет посвящена сказкам. По признанию Гергиева, масленица - одно из самых радостных воспоминаний его «музыкальной юности», и именно эту веселую и радостную атмосферу должен создать второй новый фестиваль в Мариинском в этом году.
Что касается уже хорошо известных нам фестивалей, то они пройдут в привычном формате. Главное нововведение международного балетного фестиваля - это возрождаемые бенефисы прим Мариинского. Такие бенефисы происходили в старые времена, и теперь театр снова хочет уделить особое внимание таким своим балеринам, как Вишнева или Лопаткина. Главная же проблема фестиваля, по мнению Гергиева, это – «отсутствие крупных отечественных хореографических дарований». Российская и особенно петербургская балетная школа всегда была в авангарде – сейчас же ничего на уровне мирового значения, по мнению маэстро, наши хореографы пока создать не в состоянии. В данной ситуации Гергиев видит только один выход – доверять молодым и приглашать западных звезд. Так что фестиваль в любом случае будет заметным и ярким событием.
Волнение насчет молодых кадров Гергиев испытывает не только в отношении хореографов. Очень долго и сложно приходится «шлифовать человеческий материал» (как выразился маэстро) приходящий в Мариинский из различных консерваторий и академий. Для этого при театре была создана академия певцов. Валерий Гергиев уже было подумывал и над необходимостью собственно академии танцовщиков, но временно от этой идеи отказался, - во главе училища Вагановой сейчас, по его мнению, находится достойный учитель.
Фестиваль «Звезды белых ночей» уже давно можно увидеть в первой тройке списка ведущих мировых фестивалей, например, «Нью-Йорк Таймс». Но в 2007 году этот фестиваль проводиться не будет, – главная сцена закроется на реконструкции. Потому фестиваль 2006 года будет самым большим и масштабным – отработать предстоит сразу за два года. А в этом году «Звезды белых ночей» будут интересными и звездными, но примерно тех же масштабов, что и раньше.
Одним из интересных моментов фестиваля этого года будет большой блок, посвященный балтийской сцене. Этому будет посвящено 2-3 недели. Особенно выделил Валерий Гергиев финский взгляд на фигуру Григория Распутина, который нам предстоит увидеть.
Вообще Мариинский ждет большая работа. В минувшем году театр дал более 400 представлений на разных континентах. Но нужно сделать еще больше. В этих условиях Валерий Гергиев попросил молодых, но уже хорошо зарекомендовавших себя дирижеров, сосредоточиться на работе в Мариинском. Таких, как Михаил Аргест или Туган Сохиев. Последнему даже придется отказаться от работы с национальной оперой Уэльса.
- Дирижерский пульт Мариинского не должен быть похож на вокзал» - сказал Валерий Гергиев, – тут в особом положении нахожусь только я. Но мне это простительно, потому, что где бы я не был, и что бы я не делал, я все равно занимаюсь проблемами и вопросами своего театра.
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру