Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Що бог дав – усе в торбу! (фото)

Що бог дав – усе в торбу! (фото)

1 079

«Самая перспективная питерская команда», «самая честная и энергетически заряженная группа», «одна из самых лучших российских альтернативных команд» - это лишь малая толика комплиментов, щедро отпускаемых критиками, журналистами, а главное – слушателями, в адрес музыкантов группы «Торба-на-Круче». Об этом и другом корреспондент «Фонтанки» беседует с лидером «Торбы» Максимом Ивановым.


Торба-на-Круче

- Максим, давай начнем с истоков: в 1998-м году студенты петербургской Консерватории Максим Иванов и Артем Беспалов сошлись на почве общих музыкальных пристрастий и создали группу «Торба-на-Круче», в которую вошли еще несколько профессиональных музыкантов. В том же году группа начала концертную деятельность и на каком-то этапе у «Торбы», как в свое время у юных «Битлз», появился собственный Брайн Эпштайн в лице директора «Бомбы-Питер» Олега Грабко. И понеслось. Так?
- Не совсем так. Где-то в конце 98-го – начале 99-го через нашего общего знакомого мы вышли на Олега и показали ему свои первые записи. Это были демо-версии, сделанные в ныне почившем клубе «Зоопарк». Олег прокрутил их и вынес свой вердикт: я вас вижу и слышу впервые, гарантий в том, что в ближайшие полгода-год вы не распадетесь, нет, а посему говорить о какой-то форме сотрудничества рановато. После этого мы проиграли еще почти три года, и в 2001-м году Олег уже сам пришел на наш концерт все в тот же «Зоопарк» и сказал: мне все нравится, вы продержались, вы – молодцы, давайте поработаем вместе.

- То есть, это была своего рода проверка на выживание?
- Можно и так сказать. Но, скорее всего, к тому времени у него просто появилась реальная возможность заняться продюсированием и вложить деньги в конкретный проект. Олег стал более внимательно просматривать все, что делается в Питере, и в конечном итоге свой выбор остановил на нас. Нам же к тому моменту как раз были очень нужны деньги, чтобы профессионально записать несколько песен. Плюс на эту ситуацию наложилось еще и то обстоятельство, что примерно в это же самое время наши песни услышал директор «Нашего Радио» Михаил Козырев.

- А эти три года с чего вы жили-то? С концертов?
- Выкручивались, как могли. Концертов-то не так уж и много было. Я подрабатывал, Лешка то же, Теме вот немного родители помогали.

- Вы действительно молодцы, но, наверное, и время все-таки было немного другое. Приди сейчас кому в голову создать с нуля новую команду - и что дальше? В клубы с неизвестно чем не пробиться. А ведь надо не только играть, но и зарабатывать хоть немного...
Ну, с «неизвестно чем», конечно, не пробиться. В данном случае все равно должен быть материал, который способен понравиться. Однако, мне кажется, что с тех времен политика клубов в этом смысле не слишком сильно изменилась. Вот, скажем, в клубе «Молоко» есть такой день - вторник. Если директору клуба Юре предложенный материал понравится, то во вторник людей запросто могут выпустить поиграть. Мы, кстати, сами начинали с этого клуба. Сначала играли второй командой, разогревающей. И играли, естественно, бесплатно (ну, там по бутылке пива за выступление получали). Но все это делалось именно для того, чтобы люди нас узнали, чтобы появилась своя публика.
В принципе, первые несколько концертов уже все показывают. Если появляется часть публики, которая услышала твое творчество, и оно ее чем-то зацепило, то эти люди обязательно придут на концерт и в следующий раз. И не просто придут, а еще и приведут кого-то с собой. Вот так потихонечку, по чуть-чуть у группы начинает формироваться своя аудитория. Но происходит это не за день и даже не за месяц, а за год-два (это уж кому как повезет). Очень многое здесь зависит от упорства, уровня выступлений, аранжировок, энергетики. И, конечно, самое сложное – это, не имея должного опыта и навыка, сделать первую качественную запись.

- Скажи, два номерных альбома и пара синглов не маловато ли за весь, не такой уж и маленький, срок существования группы?
- Нет, в самый раз.

- Что это? Потеря темпа при выигрыше качества либо некий кризис идей? Бывает же так у музыкантов – ну не прет, и все тут...
Да нет, просто все должно происходить своевременно. Это не тот вариант, когда в восемнадцать лет из молодого человека делают звезду и дальше начинают спешно штамповать альбомы, дабы успеть отбить вложенные деньги. У нас в этом смысле есть очень хороший пример – политика наших друзей из группы TEQUILAJAZZZ. Они никогда не стремились к тому, чтобы выпускать, грубо говоря, по одному альбому в год. Все должно быть зрело и в соответствии с мироощущением группы.
А ситуации с «кризисом идей» у нас не может быть, я так думаю, еще лет пять. Потому что уже, в принципе, имеется готового материала, как минимум, на три полноценных альбома. У меня написано порядка двухсот песен, из которых сейчас группа играет около сорока. Так что существует не один десяток песен, из которых можно выбирать и делать то, что нам ближе в данный момент времени. А, кроме того, еще ведь и новые песни пишутся.

- Профессиональное музыкальное образование вам не вредит? В смысле, что в роке существует некий элемент лажовости, бесбашенности, разгильдяйства, который компенсируется внутренней энергетикой и куражом.
- Ну, это в большей степени подходит для русского рока. Мы же этим направлением в музыке не занимаемся. Мы учимся у лучших представителей музыкальных цивилизаций.

- Тебе не кажется, что отчасти в этом вы и проигрываете?
- Наоборот, именно этим и берем.

- Да, но вы берете конкретную целевую аудиторию. А ведь неотъемлемый элемент настоящей популярности - это когда песни исполняются в компаниях, на вечеринках, на кухнях. А у вас музыка и тексты, согласись, сложноваты для домашнего музицирования и хорового исполнения.
- Почему же? Знакомые мне как-то рассказывали о том, что слышали как в переходе на «Петроградской» молодежь пела нашу песню «Не-псих».

- Ну, теперь-то уж точно запоет – «никуда не деться от этого». После новогодней ночи на НТВ в компании с Боярским, Меньшиковым и прочими... Теперь попрет карта?
- Гарантии сложно давать. Во всяком случае, сейчас мы знаем какие в конкретные шаги в творческом плане нам следует предпринять. Главное, чтобы на все хватило времени.


Новый год на НТВ

- На мой взгляд, аудитория ваших поклонников потенциально больше, нежели есть на данный момент. Просто люди не знают о вашем существовании.
- Мне тоже так кажется.

- И как изменить ситуацию?
- Ну, например, пробить какой-нибудь радиоканал. Но это штука сложная – люди очень боятся брать на себя ответственность и ставить незнакомый, нераскрученный материал.

- К вопросу о раскрутке. Я что-то слышал о вашем участии в некоем саундтреке...
- Участвовали, и не в одном. Отбирали у нас материал в какие-то телесериалы...

- Это я к тому, что нынче российское кино на подъеме. Кассовые сборы растут, и вместе с ним растет популярность. Вышел на экраны «Брат-2» - и вот уже все вокруг восхищаются «Смысловыми галлюцинациями» и «БИ-2». Запустили «Ночной дозор» - и теперь уж от «УмыТурман» проходу нет. Газеты листаешь, телевизор смотришь – везде только и разговоров, мол-де чуть ли не лучшая группа года.
- «УмаТурман» - хорошая группа. Нам очень нравится.

- Но ты согласен с тем, что если бы не было фильма, то не было бы и толчка?
- Они очень долго шли к тому, чтобы этот толчок состоялся. Очень много играли, записывались. Да, в определенный момент опять-таки совпали несколько важных вещей, и действительно у них очень быстро поперло. Конечно, попасть в какую-то подобную непошлую историю, причем попасть, ни перед кем не юля, не продавая себя и не изменяя своему творческому лицу, - это большая-большая удача для любого коллектива. Но мечтать только об этом и продолжать сидеть на попе ровно (возьмут-не возьмут), по-моему, глупо. Знаешь, в чем прелесть нашего подхода к жизни? Как бы это не банально звучало, но у нас очень честный путь. Потому что мы прошли его с самых первых концертов, с тех трех людей, которых мы знали и специально пригласили нас послушать, до нынешней ситуации, когда мы уже можем собирать залы.

- Скажи, очень сильный заряд депресняка в твоих музыке и текстах – это откуда идет?
- Нормальные люди всегда писали грустные песни.

- Нормальные люди, помимо грустных, сочиняли еще и жизнерадостные, агрессивные, стебные, драйвовые и прочее песни. Вспомни «Зоопарк», «Аквариум», «ДДТ», «Кино»...
- Если ты считаешь, что в нашем творчестве драйва маловато, то welсome на наш концерт.

- Приглашение принято и все же... Отчего у вас даже если и появляется светлое, то обязательно им (этим светлым) оказывается печаль.
- Да потому что говна вокруг больше, чем хорошего.

- И что теперь – вешаться?
- Нет, не вешаться. Просто об этом нужно говорить. Просто рок-н-ролл - это такая музыка... Знаешь, как когда-то сказал Боно из «Ю-2»? Поп-музыка - это: «Ребята, все хорошо, все пучком, бэмс-бэмс тутти-фрутти...». А рок-музыка - это: «Ребята, не все хорошо в этой жизни, не забывайте об этом!»

- Да уж куда там, забудешь, когда каждый день с этим сталкиваешься...
- Но в основном народ-то как раз пытается как-то отвернуться от всего этого, не заостряться на негативной стороне жизни. Вот в чем дело. И на всех каналах, во всех СМИ у нас все наоборот – все хорошо, все нормально, только не думайте ни о чем таком, что вас в этой жизни не устраивает.
А еще.. Олег Грабко однажды рассказывал, как у Цоя спросили, почему он пишет такие грустные песни. И Цой ответил: «Когда мне весело – я веселюсь, с друзьями выпиваю. А когда мне грустно – я песни пишу». Вот и у нас ситуация такая же.

- У «Торбы» нет желания перебраться в Москву? Там ведь вся сила?
- Москва – это абсолютно отдельное государство, которое финансируется совершенно иначе, нежели вся остальная Россия и которое живет с совершенно другими скоростями. Я знаю, что если бы мы приняли предложение переехать в Москву и пожили бы там хоть полгода, у группы было бы совершенно другое продолжение и развитие. Но это несколько искусственный путь, а мы хотим заниматься тем, чем занимаемся. Неплохо, конечно, чтобы все это дело ускорилось, но все равно главное при этом - не изменять себе.

- Максим, я сделаю тебе своеобразный подарок - не буду в энный раз спрашивать о происхождении названия группы.
- Спасибо.

- Единственное, могу подкинуть еще одну интерпретацию: на блатом жаргоне «попасть в торбу» означает «сесть в тюрьму». Таким образом, ваше название можно перевести и как «тюрьма на горе».
- А что? В принципе, самое настоящее панковское название для панк-группы. При том, что любой дом может быть и тюрьмой, и самым уютным местом в мире...

Игорь Шушарин,
Фонтанка.ру
Фотографии из архива группы "Торба-на-Круче"

Полный текст интервью с Максимом Ивановым читайте 6-м номере газеты «Ваш Тайный Советник», который выйдет 14 февраля. А для всех поклонников товрчества группы сообщаем, что ближайший питерский концерт «Торбы-на-Круче» состоится 26 февраля в клубе «Старый Дом» (пр.Металлистов, 115).

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях