В кинотеатре «Аврора» – премьера фильма «Русское». Эта лента наверняка станет культовой для национал-большевиков - ведь в основу сценария легли книги Эдуарда Лимонова «У нас была великая эпоха», «Подросток Савенко» и «Молодой негодяй».
В среду в Петербурге, в кинотеатре «Аврора» – премьера фильма «Русское». Эта лента наверняка станет культовой для всех национал-большевиков - ведь в основу сценария легли книги Эдуарда Лимонова «У нас была великая эпоха», «Подросток Савенко» и «Молодой негодяй».
О фильме сегодня рассказывали режиссер Александр Велединский (кстати, соавтор сценария к сериалу «Бригада») и исполнитель главной роли Андрей Чадов. Главного героя фильма зовут, естественно, Эдиком. Жизнь у Эдика непростая – как, впрочем, у всех шестнадцатилетних подростков. Эдик мучается от любви к девушке, и это чувство начинает сводить его с ума – в конце концов подросток даже оказывается в больнице. Не меньше страдает Эдик и от своей несамостоятельности, от диктатуры взрослых... Дело происходит в тяжелые пятидесятые годы в Харькове, благодаря чему депрессивные краски в ленте сгущаются еще больше.
Те, кто видел этот фильм, сходятся во мнении, что он оставляет впечатление тяжелой, гнетущей картины. Однако режиссер с этим не согласен. «Это же светлый фильм о любви. О любви, хоть и с надломом – но все же о любви... Я хотел бы, чтобы зритель задумался над вопросом – легко ли быть молодым?» – говорит Велединский.
Исполнителя роли Эдика Андрея Чадова многие путают с актером Алексеем Чадовым, и Андрею приходится объяснять, что Алексей – это его брат. Внешне юный Андрей очень похож на молодого нацбола – невысокий рост, жесткие черты лица, короткая спортивная стрижка... Поэтому когда Велединский сообщил Алексею Чадову о том, что ищет юношу на роль Эдика, тот сразу предложил взять на пробы его брата – который уже успел получить диплом артиста. На роль Андрея утвердили за 6 часов до начала съемок. В принципе, детство Андрея было похоже на детство Эдички. – такая же неустроенность, хулиганские выходки... Поэтому сыграть роль ему было не сложно.
Фильм снимали около трех лет, а истратили на него миллион долларов. В то время, когда снималась основная часть фильма, сам Эдуард Лимонов сидел в следственном изоляторе. Сценарий фильма читал, находясь в Лефортово. Книги Лимонова экранизированы впервые. Несколько лет назад его творчеством интересовался немецкий режиссер Фолькер Шлендорф. Югослав Мома Мордакович, проживающий в США, в 1996 году пытался экранизировать «Эдичку» – в главной роли даже согласился сняться актер Шон Пенн. Однако все эти идеи так и не осуществились.
Выйдя из тюрьмы, Эдуард Лимонов встретился с Александром Велединским и посмотрел его фильм. По словам Велединского, в целом Лимонов принял ленту, правда, заметил, что герои должны были вести себя пожестче – это соответствовало бы правде жизни. Но близких, приятельских отношений у режиссера с вождем НБП нет. Как признается сам Велединский, его интересует не столько личность писателя, сколько его книги. Потому фильм снимал не о Лимонове, а «по мотивам».
Что же истинно русского есть в фильме «Русское»? «Я хотел показать все наши национальные черты – от смирения и милосердия до русской страсти к бунту, бессмысленному и беспощадному, – рассказывает режиссер. – А свое название фильм получил от одноименного стихотворения Лимонова, которое начинается так: «Ах, родная, родная земля, я скажу тебе русское – "бля"...»
Почему он вдруг решил снять фильм о советской провинции, в которой, возникает ощущение, живут лишь спивающиеся гении, урки и туповатые хозяева закона, именно сейчас, когда один их этих гениев уже давно борется совсем с другим режимом? Велединский объясняет, что фильм-то у него - не про «советское», а про «Русское». Именно о «русских привычках» - терпении и бунте, искании правды и безудержной любви - собирался он снимать фильм. Те, кто ухитряется найти всё это в прозе Лимонова, несомненно, найдут и в этом фильме. Те же, кто видит в его произведениях лишь маргинальную чернуху, и в фильме «Русское» навряд ли смогут найти что-то иное.
«Господи, сделай так, чтобы моя жизнь была необычной, как в книгах» - просит главный герой уже в конце фильма. Хотя жаловаться ему, в общем-то, и не на что – душевные друзья-уголовники (авторы фильма, судя по всему, придерживаются распространенного среди романтиков мнения, что изгои и отверженные прекрасны уже потому, что они изгои и отверженные), готовые «вписаться» за юного поэта, психбольница, в которой «лечились художник Врубель и поэт Велемир Хлебников», надрывная любовь и хороший пример для подражания в лице некоего политзаключенного. Большой нравственной силы, знаете ли, человек, очень большой. Всё время или читает, или зарядку делает. Его расстреляют, конечно...
Возможно, Велединский снимал по мотивам Лимонова раннего просто потому, что не рискнул снимать про Лимонова сегодняшнего – уж очень персонаж его сейчас неоднозначный бы получился. Но намеки периодически проскальзывают. И «злые молодые люди» - это как раз сегодняшние «нбпшники», программы которых Александр Велединский не читал, но энергией их восхищается.
Александра Балуева,
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру
PS: Фильм «Русское» можно увидеть с сегодняшнего дня в кинотеатре «Аврора».