Высшую кинематографическую награду России – статуэтку «Золотого орла» - получили в Москве создатели фильма «Честь имею» - петербургский продюсер и режиссер, руководитель студии «2-Б-2» Владимир Бортко и вся съемочная группа, большая часть которой живет в нашем городе. Фильм получил награду в номинации «минисериал».
Четырехсерийный художественный фильм «Честь имею» вышел на телевизионные экраны в начале весны прошлого года. Именно в этот день только четыре года назад, в Чечне на перевале Исты-Корт приняла неравный бой рота псковских десантников. Почти все они погибли тогда, перекрывая путь прорыва боевикам Хаттаба. О подвиге десантников, о непростых буднях российских солдат – участников чеченских событий – рассказывает этот фильм.
Осенью прошлого года картина была удостоена телевизионной премии «Тэффи». И вот – новая награда. Создатели фильма признают, что картина не свободна от недостатков. И в то же время, в ней есть главное – правдивый, порой беспощадный рассказ о той войне, о которой все мы многое слышали, но в действительности почти ничего не знаем.
Корреспондент «Фонтанки» обзвонил некоторых членов съемочной группы кинокартины «Честь имею» и поздравил их с победой.
Владимир Бортко, продюсер фильма:
«Я чрезвычайно рад, что наш фильм получил столь высокую оценку. Это была трудная работа, необычайно сложная по организации и очень непростая в творческом плане - учитывая болезненность поднятой темы.
Впрочем, сегодня можно говорить и о необычайном везении, сопровождавшем нас на всем протяжении съемок. Мы повстречались со множеством людей, которые приложили немало усилий, чтобы картина состоялась. Это и те, кто собственно задумал этот фильм. И здесь нельзя не вспомнить о Романе Цепове, к сожалению, не дожившем до этого радостного дня. Именно его неисчерпаемая энергия позволила довести до конца сложный съемочный процесс. Это и те, кто выделял на картину финансовые средства, немалые, надо сказать. Это и сценаристы, среди которых я назвал бы Андрея Константинова и Бориса Подопригору.
Вклад полковника Российской армии Подопригоры, прошедшего Чечню, знающего тонкие реалии этой войны, был для нас бесценен. Я вспоминаю сегодня Сергея Щербакова, непрофессионального писателя, живущего за Уралом, рассказы которого, найденные мною в Интернете, легли в основу ряда эпизодов. Ну, и конечно, ничего бы не получилось без высокого профессионализма композитора Игоря Корнелюка, режиссера Виктора Бутурлина, оператора Валерия Мальгаута, актеров Александра Лазарева, Александра Блока и других.
Еще раз хочу подчеркнуть, что победа в «Золотом орле» - это успех всего творческого коллектива кинофильма «Честь имею», и тем ценнее для меня эта награда.
Андрей Константинов, соавтор сценария, автор книги «Рота»:
"В мае 2003 года мне позвонил мой старинный приятель Роман Цепов с идеей создания фильма о подвиге роты псковских десантников. Я связался с Владимиром Владимировичем Бортко, замечательным режиссером, с которым познакомился в процессе создания сериала «Бандитский Петербург». Ему идея показалась интересной. Роман нашел людей, согласившихся профинансировать эту работу.
Учитывая очень сжатые сроки, остававшиеся до запуска, был создан целый творческий коллектив, который за несколько месяцев должен был написать сценарий этого фильма. В этой работе участвовал и известный московский сценарист Илья Авраменко, и мой хороший приятель Борис Подопригора, девять месяцев занимавший должность заместителя командующего объединенной группировкой войск в Чечне. Уже одобренный, сценарий по ходу дела еще не раз переделывался. И хотя в титрах фамилии Бортко как соавтора сценария нет, я могу засвидетельствовать: вклад его в этот труд невозможно переоценить.
Работа эта была непростая: «чеченская» тема требовала, с одной стороны, особой деликатности, а с другой, твердости, и, если хотите, предельной определенности гражданской позиции. Причем, от всех членов творческого коллектива. Возьмите музыкальное сопровождение. Работа композитора Игоря Корнелюка создает совершенно уникальную эмоциональную атмосферу, которая пронизывает всю картину".
Борис Подопригора, полковник, соавтор сценария:
"Оценивая по прошествии времени эту работу, я еще раз убеждаюсь: военная ситуация, те обстоятельства, что послужили толчком к созданию этой картины, переданы в ней с максимальной реалистичностью. Даже подбор фамилий героев отражал общее желание авторов приблизиться к жизненной правде. Хотел бы подчеркнуть, что авторским коллективом двигало не намерение провести, что называется, журналистское расследование – досконально исследовать кто что делал в тот трагический день, – а желание передать дух войны в целом, сущность воинского подвига в его современном звучании.
Конечно, фильм, как любой творческий итог, заслуживает и определенной критики, но, так или иначе, он задает ту планку, по которой зрители будут оценивать новые картины о чеченских событиях. Помимо признательности за совместную работу в адрес Андрея Константинова, Владимира Бортко, хотел бы отдельно поблагодарить актеров, сыгравших центральные роли в фильме – Александра Лазарева, Евгению Крюкову, Павла Бадырова, Александра Блока, Наталью Круглову".
Игорь Корнелюк, композитор
"Вокруг этой картины была какая-то кипучая обстановка. И работать на ней было тяжело – это главное мое ощущение. Сценарий по ходу дела менялся, и я два или три раза начинал писать музыку заново, меняя уже готовую тему. Да и задача передо мной стояла непростая – эту песню должен был исполнить 18-летний парень, которому через несколько часов суждено было погибнуть. Как у нас часто в кино бывает: поет герой со сцены какую-то ерунду, а ему зрительный зал аплодирует, будто он спел нечто гениальное. Так вот, в этом фильме подобная условность была бы противоестественна, поэтому я должен был написать песню, за которую было бы не стыдно.
Как я оцениваю фильм в целом? Честно говоря, если бы у картины был другой финал – такой, каким он был в жизни, такой, каким он описан в книге Константинова «Рота» - это было бы правильно. И я до сих пор не понимаю, зачем его надо было менять".
Записал Андрей Молчанов,
Фонтанка.ру