В Городском суде Петербурга велись прения сторон по делу «банды Телепата». Гособвинитель попросил суд приговорить двух подсудимых к пожизненному заключению, подчеркнув, что если бы не мораторий, это означало бы смертную казнь.
«Во всем цивилизованном мире убийство – это самое тяжкое преступление. И не имеет значения, в отношении какой категории людей оно совершено – будь это ребенок или взрослый человек, рабочий или президент...» - с этих слов государственного обвинителя сегодня в Городском суде Петербурга начались прения сторон по т.н. делу «банды Телепата». В конце речи гособвинитель попросил суд приговорить двух подсудимых – самого Андрея Телепина и Алексея Токмачева – к пожизненному заключению, подчеркнув, что если бы не мораторий, это означало бы смертную казнь.
Уголовное дело по обвинению группы молодых людей в серии разбойных нападений, сопряженных с убийствами людей, бандитизме и незаконном приобретении и хранении огнестрельного оружия рассматривается в Городском суде с ноября прошлого года. А история, приведшая парней на скамью подсудимых, началась в марте 2001 года, когда двое курсантов Морского корпуса имени Петра Великого – Андрей Телепин и Захар Кособуцкий – были отчислены из училища из-за неуспеваемости и нарушений дисциплины. Не желая оказаться на Северном флоте, они самовольно покинули часть. Кособуцкий стал жить у своей девушки, а Телепин – на случайных квартирах. На самостоятельную жизнь нужны были деньги... Тогда, как следует из материалов уголовного дела, и что сегодня неоднократно повторил гособвинитель, в голову Андрею Телепину, которого приятели называли Телепатом, пришла идея создать некое сообщество, иначе - банду. Со своим замыслом Телепат обратился к знакомым - Филимонову, Голубу и Ларченкову, предложив им войти в группу. Первые двое отказались, а Ларченков (с ним Телепата познакомил Кособуцкий) согласился.
Для разбойных нападений, которыми планировали заниматься подсудимые, требовалось оружие. Эту часть задачи, согласно данным следствия, взял на себя Ларченков: он купил самодельный нарезной пистолет, глушитель к нему и 12-15 патронов. Одним из первых «дел» стало разбойное нападение на квартиру товарища Телепина – курсанта 3-го курса Морского корпуса 20-летнего Виталия Нерубащенко. Подсудимые рассчитывали найти в квартире валюту – не менее 5 тысяч долларов. Как свидетельствуют материалы дела, 9 сентября 2001 года Телепин, Ларченков и Кособуцкий приехали к Нерубащенко. Виталий открыл им дверь. Телепин, как считает следствие, убил курсанта, а потом позвал в квартиру остальных. Однако валюты в квартире не нашлось. Тогда подсудимые забрали ценные вещи: видеокамеру «Орион», плеер, коллекцию монет – всего на сумму 181 500 рублей. Как объяснял потом в суде Телепин, к Нерубащенко они поехали с целью мести. Покойный якобы принуждал других курсантов ходить в гей-клубы, снимал все это на видео, а потом шантажировал их. Компания Телепата всего лишь хотела «направить» Нерубащенко на «путь истинный» и изъять у него кассету с компрометирующими записями. Однако эта версия не нашла подтверждения.
Одним из наиболее жестоких преступлений, в которых обвиняются подсудимые, стало нападение на квартиру ювелира Дмитрия Вашкелиса. Это произошло 1 октября 2001 года в доме на Московском проспекте. При нападении были убиты теща Вашкелиса Нинель Мартынова и его двухлетний сын. По данным следствия, пожилую женщину застрелил Телепин, а ребенка убил Токмачев, так как тот своим криком мог привлечь внимание соседей. В квартире нападавшие надеялись найти ювелирные изделия на крупную сумму. О том, что в квартире есть, чем поживиться, Токмачеву рассказал его знакомый Юрий Нестеров, который бывал в доме Вашкелисов. Нестеров предполагал, что «ювелирка» будет украдена. О том, что при этом были убиты два человека, он узнал гораздо позже.
Подсудимыми инкриминируется еще несколько эпизодов: нападение на водителя такси Аркадия Новикова и последующее его убийство (в тот же день был убит Нерубащенко); нападение на профессионального телохранителя Роберта Доброжанского и его убийство, а также нападение на бизнесмена и бывшего чемпиона России по кикбоксингу Кобу Горделадзе. Жизнь последнему спасла только осечка оружия.
Опасаясь мести со стороны Горделадзе, Телепин и Ларченков уехали в Тихвин к Токмачеву. Последний был вскоре задержан за былые «подвиги». 2 декабря 2001 года в Петербурге задержали и Телепина. Ларченков погиб в Москве при задержании, оказав вооруженное сопротивление сотрудникам милиции. Кстати говоря, выйти на Телепата и задержать его правоохранительным органам помогли журналисты Агентства Журналистских Расследований, проводивших собственное журналистское расследование.
Основная вина легла на плечи Телепина и Токмачева. Им вменяется бандитизм, ряд разбойных нападений и убийств, а также незаконное приобретение и хранение оружия, а Телепату – еще и дезертирство. Захара Кособуцкого гособвинение просило признать виновным в дезертирстве и двух разбойных нападениях и приговорить его к 7 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Обвиняемому в пособничестве краже Нестерову гособвинитель просил назначить наказание в виде лишения свободы на 4 года со штрафом, равным месячному заработку в исправительной колонии, однако в этом же заседании прокурор предложил применить к Нестерову акт амнистии и освободить его от наказания. Кроме этого гособвинитель попросил суд удовлетворить гражданские иски потерпевших на общую сумму более миллиарда рублей.
Позицию прокурора обвиняемые встретили спокойно. Захар Кособуцкий читал книгу, Андрей Телепин что-то рисовал на обратной стороне ходатайства. Родственников погибших речь прокурора растревожила – ведь им в очередной раз заново пришлось пережить утихшие было страдания.
Светлана Тихомирова,
Фонтанка.ру