Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Эстония ставит на короля (фото)

Эстония ставит на короля (фото)

1 326

В ближайшее время Россия и Эстония должны подписать договор о госгранице. А на западе России есть непризнанное королевство Сетомаа. Именно на эту территорию вот уже больше десяти лет претендуют эстонцы.

Тема российско-эстонских отношений в этом году вновь станет чрезвычайно актуальной – в ближайшее время страны должны подписать договор о госгранице. Уже назначены две вероятные даты его подписания - февраль и май 2005 года.

Между тем на западных границах России есть одна мало кому известная страна, границы которой явно не совпадают с российскими. Это целое королевство - королевство Сетомаа. Никем не признанное, не отмеченное ни на одной карте, оно может внезапно выйти из небытия, когда будет решаться вопрос о границах РФ и ЕС. В Эстонии Сетомаа называют еще Петсеримаа – «печорские земли». Именно на эту территорию вот уже больше десяти лет претендуют эстонцы.

Печоры или Петсери

Из всех территориальных претензий, предъявляемых сегодня к России, спор вокруг Печорского района выглядит самым надуманным. Само название "Печоры" происходит от "печер" - пещер, вырубленных некогда в здешних скалах православными монахами. Вероятно, что и эстонское имя Печор - Петсери - является фонетической калькой со старославянского названия. Все старинные карты относят эти земли к русским владениям. В истории Печорского района был лишь один случай, когда край на протяжении 20 лет (с 1920-го по 1940-й год) входил в состав Эстонской Демократической Республики. Тогда граница фактически прошла по линии фронта, и Печорский район вместе с древнейшим Изборском отошел к Эстонии.

Беда в том, что после Тартуского мира никаких договоров между Эстонией и Россией больше не заключалось, и сейчас этот документ формально продолжает определять отношения между нашими странами. Более того, он даже закреплен в Конституции Эстонии. Получается, что по всем основополагающим законам ЭР Печорский район входит в ее состав.

В последнее время, несмотря на возможное подписание нового договора о границе, Эстония демонстрирует резко негативное отношение к России. В начале января стало известно, что эстонское правительство рекомендовало Министерству юстиции республики продолжить работу над международным иском, который ЭР намерена предъявить России за так называемую "оккупацию". В России, в свою очередь, летом 2004 года был арестован подполковник ФСБ Игорь Вялков, которого обвинили в шпионаже в пользу Эстонии.

Эстонские паспорта для россиян

- Некоторое время назад ко мне в дом пожаловали незваные гости, - рассказывает Борис Костомаров, житель города Печоры. - Две женщины в возрасте и молодой мужчина. Одна из женщин говорит: «Мы дочери хозяина дома, в котором вы живете. Я из Тарту, моя сестра из Канады, а этот молодой человек - мой сын, он родился вон в той комнате... Мы довольны, в каком состоянии вы поддерживаете наш дом. Скоро мы вернемся сюда - тогда посчитаемся...»

По словам Костомарова, его семья - далеко не единственная в Печорах, к которой таким образом приходили гости «с той стороны». И обещаниям эстонцев у Бориса Михайловича нет никаких оснований не верить - этот человек, редактировавший на протяжении трех десятков лет местную газету и до сих пор выпускающий печорскую Книгу памяти, скорей не поверит собственному правительству, когда оно с экранов телевизоров будет клясться в нерушимости границ РФ. Потому что, как говорит Костомаров, он уже стал свидетелем того, «как Путин одним росчерком пера подарил Китаю два острова на Амуре. И где гарантии, что точно так же не могут поступить с Печорским районом?»

Правда, далеко не всех печерян раздражает перспектива однажды проснуться в иностранном государстве. Эстония - это ведь не другая планета, а часть европейской территории, с относительно высоким уровнем жизни и политическими свободами, которых по эту сторону границы существенно поубавилось. К тому же многие еще помнят Эстонию благополучной советской республикой, куда каждые выходные печеряне ездили отовариться продуктами или просто побродить по улочкам старого Таллина. Снова оказаться в этой стране, но уже не в качестве «профильного» народа империи, а как национальное русскоязычное меньшинство, конечно, страшновато и рискованно, но не смертельно. Там можно будет шуметь, бороться за права русской диаспоры, а здесь шуми не шуми...

Возможно, поэтому из 14 тысяч человек, населяющих сегодня Печорский район, около трети уже имеют эстонское гражданство (разные источники называют от 3 до 5 тысяч человек). Когда Департамент гражданства и миграции Эстонии еще только начинал выдавать печерянам синие эстонские паспорта, получить их могли, в принципе, немногие. Вернее, лишь те, чьи предки проживали на этой территории до 1940 года, когда она под именем Петсеримаа («печорская земля») входила в состав Эстонии. Но затем выдача паспортов, судя по всему, приобрела массовый характер. С кем бы ни приходилось случайно беседовать корреспонденту «Фонтанки» в Печорах, все хвастались синими корочками как своим личным пропуском в ЕС.

Впрочем, эстонское гражданство нужно не только для облегчения въезда в Прибалтику. К примеру, некоторые молодые печеряне, получив паспорта, уже отдали гражданский долг своей новой родине, отслужив в эстонской армии. Зато теперь они не будут призваны в российские вооруженные силы, поскольку по действующему законодательству РФ от призыва освобождаются все, кто может документально подтвердить прохождение службы в ВС иностранного государства. Печерским призывникам остается только позавидовать: восьмимесячный срок службы в эстонской армии явно предпочтительнее двух лет, проведенных в отечественных казармах. Правда, масштабы у этого явления пока мизерные: как сообщил нам один печорский чиновник, просивший на него не ссылаться, во всем районе можно насчитать едва ли больше десятка бывших эстонских солдат...

Еще более интересными являются сведения о том, что эстонское правительство настолько прониклось ответственностью за Печорский район, что даже назначило в нем своего представителя. Он так и называется - представитель Эстонской Республики в Печорском уезде. Наличие такого должностного лица, правда, категорически отверг в беседе с корреспондентом "Фонтанки" глава администрации Печорского района Федор Коханов. Но сами эстонцы в разговоре со мной вспомнили, что роль "печорского наместника" некоторое время играл некто Велло Лыви, ныне директор вярскаской школы в Эстонии.

Кстати, именно в поселке Вярска Пылваского уезда до 2000 года функционировал Петсеримааский отдел Департамента гражданства и миграции МВД ЭР, выдававший печерянам и другим желающим эстонские паспорта. Сейчас те же паспорта выдаются в Пскове - в здешней канцелярии генерального консульства ЭР в Санкт-Петербурге. По крайней мере, генеральный консул Эстонии Андрэ Пунг, разговаривая с корреспондентом "Фонтанки" по телефону, подтвердил факт "псковской паспортизации". Однако на вопрос, как сочетается выдача эстонских паспортов россиянам с запретом на двойное гражданство в Эстонии, господин Пунг ответить затруднился, переадресовав меня к эстонскому МИДу. Внятного комментария оттуда пока тоже не прозвучало.

В королевстве Сетомаа

Естественным союзником Эстонии в Печорах является малая народность сету, более известная как "псковские эсты". Сету считаются угро-финским народом, их язык - один из южных диалектов эстонского языка. Однако на печорские земли "псковские эсты" имеют не меньше моральных прав, чем русские, с которыми они прожили здесь бок о бок не одно столетие.

Те, кому приходилось бывать на Псковщине, наверняка помнят дорожный указатель с надписью "Музей народности сету". Не исключено, что когда-нибудь в этих же краях появится новый топонимический знак - "Королевство Сетомаа". Сетомаа в переводе означает "земля сету", включающая в себя естественный ареал проживания народности. Сегодня этот ареал разделен границей: часть исконных земель сету находится в Эстонии, часть (причем большая) - в России. Но королевством эти земли стали называться только 12 лет назад, когда у сету по примеру прибалтийских народов стало быстро расти национальное самосознание. Именно тогда эсты и придумали избирать из своей среды короля. Да, представьте, король у сету – это выборная должность...

- Король - это скорее символ, никакой реальной власти он не имеет, - рассказала Хелью Сапотало, член Совета старейшин Конгресса народности сету. - У него нет даже казенных денег, он может поддержать своих подданных только словом. Это фольклорная, культовая фигура. Выборы нового короля проводятся каждый год в первую субботу августа. Для этого на поляне расставляются пни, на которые в свою очередь становятся претенденты на королевский пост. За чьим пнем выстроится самая большая очередь, тот и король. Последний раз королем был избран Эвар Риитсаар, художник по профессии. На этом же празднике сету выбирают из своей среды лучшего танцора, певца, пекаря...

Минувшей весной, по словам председателя этно-культурного общества сету Хелью Маяк, королевство обзавелось и собственным знаменем. Сетоский флаг был принят весной 2004 года - на очередном конгрессе угро-финских народов. Представляет он собой белоснежное полотнище с витиеватым национальным орнаментом. Освящен флаг был тоже в Печорах - в Варваринской церкви Псково-Печорской лавры, где богослужение проводится на двух языках - сетоском и русском. После освящения пять знамен королевства Сетомаа перевезли на хранение в Эстонию.

- Эстония стала местом притяжения сету еще с 1960-х годов, - говорит хозяйка музея народности сету в деревне Сигово Татьяна Огарева. - С этого времени в Печорском районе начали закрываться эстонские школы (до этого их было по одной на каждые две-три деревни), и народ от безысходности потянулся в соседнюю республику. На отношение к России сказались и репрессии 1940-х годов, когда сету насильно переселяли в Красноярский край. В итоге, когда в 1987 году я переехала сюда из Ленинграда, в сетоских деревнях жили преимущественно пожилые люди - в возрасте от 60 до 80 лет.

Уходили сету достойно: еще на заре перестройки эстонские деревни Печорского района были на удивление чистыми и ухоженными. Сегодня в Печорах, по словам Хелью Маяк, осталось всего около 350 сету. Большая диаспора этого народа проживает также в Красноярском крае, по месту советской ссылки. Остальные - от 2 до 8 тысяч человек - живут в приграничных волостях Эстонии.

Говорят, что первоначально эстонцы относились к сету не слишком дружелюбно. Для прибалтов этот народ был слишком обрусевшим, слишком пропитанным православной культурой. Но в последнее время политика Эстонии по отношению к сету резко переменилась. При Рийгикогу, эстонском парламенте, несколько лет назад возникла Группа поддержки Сетомаа. Иногда ее также называют Группой поддержки Петсеримаа, подразумевая, что между землей сету и землей Печор нет никакой разницы. Депутаты лоббировали финансирование всевозможных программ, направленных на поддержку сету в Эстонии. Из государственного бюджета республики выделялись немалые средства, благодаря которым многие сету обзавелись в Эстонии хорошими крестьянскими домами и крепким хозяйством. Но главное, на что намекали эстонские парламентарии, сводилось к тому, что земли королевства Сетомаа искусственно разделены границей - поэтому сету следует бороться за объединение своей территории под юрисдикцией Эстонии.

Несмотря на это, борьба за воссоединение сетоского королевства не приняла острый характер. Король сету явно предпочитал искусство политике и с большим удовольствием посещал вернисажи, нежели депутатские прения. Если судить по эстонским газетам, наиболее радикальную позицию в вопросе о землях Сетомаа занял Совет старейшин Конгресса народности сету. Однако при встрече корреспондента "Фонтанки" с председателем Совета старейшин Ахто Раудоя из уст последнего не прозвучало ни одного националистического лозунга. Интеллигентный на вид эстонский парень из Тарту, подрабатывающий в печорской школе учителем информатики, Раудоя лишь подтвердил, что в отношениях России и Эстонии признает Тартуский мирный договор 1920 года. Но этот документ также признают все остальные эстонцы, поскольку с него начинается отчет независимости республики. Впрочем, по словам Раудоя, с января 2005 года в республике вновь возобновила активную деятельность Группа поддержки Сетомаа...

Нет, лучше вы к нам...

Догадаться, почему Эстония уделяет такое внимание печорскому вопросу, несложно. В 2005 году Россия и ЭР должны наконец-то подписать новый договор о границе. Постановление Верховного Совета РФ от ноября 1992 года, придавшее статус госграницы административной границе между ЭССР и РСФСР, носит временный характер - до заключения соответствующих договоров с балтийскими странами. Следовательно, от будущего договора с Эстонией зависит очень многое.

Известно, что с 21 января президент Эстонии Арнольд Рюйтель как раз находился в Москве - в надежде на подписание договора о границе. Но, поскольку этот визит эстонского лидера считался частным (по приглашению патриарха Алексия II, а не президента РФ), его надежды не сбылись. На этот случай у эстонцев имеется запасной вариант - в феврале, вскоре после празднования 85-й годовщины Тартуского мира, министр иностранных дел Эстонии Кристина Оюланд приглашает своего российского коллегу Сергея Лаврова на встречу, в ходе которой на стол переговоров, возможно, ляжет искомый документ. Владимир Путин, в свою очередь, зовет эстонскую делегацию в Москву на празднование 60-летия Победы, обещая, что тут-то и будет подписан договор о границе. Понятно, что обе даты - и февраль, и май - с глубоким политическим подтекстом.

Действия Эстонии в некоторой степени сковываются ее членством в ЕС (с мая 2004 года). По уставу сообщества члены ЕС не должны иметь территориальных претензий к другим странам. Но Европа однажды уже нарушила собственные правила, приняв в свои ряды Эстонию - страну с юридически незакрепленной государственной границей. Где гарантии, что ЕС и НАТО, в состав которых входит Эстония, в очередной раз не закроют глаза на очевидные нарушения собственного устава?

О настроениях, царящих сейчас в Эстонии, свидетельствует и мнение Любови Семеновой, журналистки таллинской газеты "Молодежь Эстонии":
- Я думаю, что Россия немного потеряет, если Печорский край вдруг перейдет к Эстонии. Впрочем, вряд ли этого захотят сами печорские жители, хотя как знать... В современном Таллине это не та проблема, которая волнует всех эстонцев без исключения. Это политический вопрос, и решаться он будет, безусловно, на политическом уровне...

Валерий Береснев
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
10 декабря, 15:34