Продажа концерна затронула бы не только экономические интересы России, но и подорвала ее национальную безопасность. К такому выводу пришли большинство аналитиков. Судя по всему, этого мнения придерживаются и руководители государства.
Продажа концерна «Силовые машины» компании Siemens затронула бы не только экономические интересы России, но и подорвала ее национальную безопасность. Именно к такому выводу пришли большинство аналитиков. Судя по последним высказываниям самых высокопоставленных чиновников страны, этого мнения придерживаются и руководители государства. Также в пользу этого говорит тот факт, что Федеральная антимонопольная служба до сих пор так и не дала окончательного заключения в отношении продажи 71 процента акций «Силовых машин» немецкой компании.
О том, что холдинг «Интеррос» собирается продать концерн «Силовые машины» (в него входят такие гиганты машиностроения, как «Ленинградский металлический завод», «Электросила», «Завод турбинных лопаток», НПО ЦКТИ имени Ползунова, а также внешнеторговая фирма «Энергомашэкспорт» с разветвленной сетью филиалов за границей) стало известно уже довольно–таки давно. Изначально существовал проект объединения «Силовых машин» с ОАО «Объединенные машиностроительные заводы» (ОМЗ). Суть сделки была следующая: предполагалось перекрестное приобретение акций, при котором «Силовые машины» получали 50 акций ОМЗ, которым, в свою очередь, должно было отойти 100 процентов акций «Силовых машин». 14 июля 2004 года был подписан договор на обмен акций. Однако сделка застопорилась. Параллельно с обсуждением сделки с ОМЗ «Интеррос» начал переговоры о продаже 71 процента акций «Силовых машин» немецкой компании Siemens. Судя по тому, что сделка по обмену акциями с «Объединенными машиностроительными заводами» была сорвана, аналитики сделали вывод, что «Интеррос» более заинтересован продать «Силовые машины» немцам, чем произвести слияние с ОМЗ.
Для справки: концерн «Силовые машины» является ведущим российским предприятием энергетического машиностроения в России; он занимается проектированием, производством и реализацией оборудования для предприятий энергетики, в том числе – оборонного комплекса, строительством энергетических объектов, ремонтом и обслуживанием установленного оборудования. Есть на «Силовых машинах» и производства (и, естественно, документация), содержащие государственную тайну, - часть продукции компании поставляется на оборонные нужды России. При этом большая часть этой продукции производится только на «Силовых машинах». То есть предприятие работает на сферу национальной безопасности. По мнению большинства аналитиков, гарантий, что немецкая компания не свернет стратегически важные для обороноспособности страны производства – нет. Согласны с ними и производственники.
- Стратегически важные предприятия продавать нельзя, - считает генеральный директор Машиностроительного завода «Металлист» Валерий Исауленко. - Если меня спросить, стоит ли продавать «Силовые машины» и пускать туда иностранных инвесторов, скажу – конечно, нет! Во-первых, тем самым мы открываем наши государственные секреты. Во-вторых, ставим себя под удар.
Судя по тому, что Федеральная антимонопольная служба до сих пор не одобрила проект приобретения Siemens акций «Силовых машин», такого же мнения придерживается и руководство страны. Во время встречи президента России Владимира Путина с канцлером Германии Герхардом Шредером, последний, по мнению очевидцев встречи, пытался лично пролоббировать эту сделку. Однако, Владимир Путин сослался на данные силовых ведомств и сказал, что, в связи с наличием у российской компании «критических» технологий и мобилизационных мощностей, вопрос до конца не прояснен. Намекнув тем самым, что форсировать сделку он не намерен.
На этой неделе, по данному вопросу высказался министр промышленности и энергетики России Виктор Христенко. По словам министра, на «Силовых машинах» расположено множество предприятий, оснащенных оборонными мощностями, что заставило руководство страны всерьез заняться анализом последствий сделки. Выделение оборонных мощностей, по мнению Христенко, которые так или иначе присутствуют на всех площадках концерна, вообще не представляется возможным. Из-за этого на заинтересованный в продаже актива «Силовых машин» «Интеррос» будут наложены ограничения, которые могут не удовлетворить иностранного участника.
Также критически оценил сделку по продаже акций «Силовых машин» немецкой компании и премьер-министр Российской Федерации Михаил Фрадков, без визы которого Федеральное антимонопольное агентство не может принять окончательное решение по данному вопросу.
Надо полагать, что кроме оборонного аспекта руководители страны и их советники руководствовались еще и экономическими интересами России. Даже если исключить вопрос национальной безопасности, приобретение Siemens «Силовых машин» есть ничто иное, как поглощение одного конкурента на международном рынке другим. «Для России - это плохая сделка, – считает первый вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга Виктор Иванов. - Подобные акции никогда не способствуют развитию нашего производства». А если вспомнить, что «Силовые машины» еще и поставляют (и собираются поставлять впредь) свою продукцию в ближнее и дальнее зарубежье, то в случае продажи «Силовых машин» получается, что Россия добровольно отдает завоеванный рынок немецким конкурентам. Нужно ли это начавшей только недавно возрождаться российской промышленности, тем более, что кроме немецкой компании приобретением «Силовых машин» заинтересовались и отечественные инвесторы?
Сергей Трофимов