К внеочередной отчетно-выборной конференции Федерация профсоюзов Петербурга и Ленобласти готовилась несколько месяцев. Обсуждение проблем, накопившихся за четыре года, заняло несколько часов. По всей видимости, раньше у активистов профдвижения не было времени поговорить о наболевшем.
К внеочередной отчетно-выборной конференции Федерация профсоюзов Петербурга и Ленинградской области готовилась несколько месяцев. Обсуждение проблем, накопившихся за четыре года, прошедшие со времени предыдущей конференции, заняло несколько часов – так что на 17.00 выборы нового профсоюзного лидера даже не начались. По всей видимости, раньше у активистов профдвижения не было времени поговорить о наболевшем.
Последние четыре года ЛФП возглавлял Гарри Лысюк. В октябре прошлого года после заседания совета Федерации он был отправлен в отставку. Поэтому и возникла необходимость во внеочередной отчетно-выборной конференции. Экс-председателя «уходили» давно. Вопрос о его отставке поднимался и на пленуме членов ЛФП, проходившем в апреле 2004 года во Дворце труда, и на заседании совета Федерации профсоюзов в июне. Однако Лысюк «продержался» до 7 октября 2004 года, до сегодняшнего дня воспринимая свою отставку как противоречащую уставу.
Что же вменяли и вменяют в вину бывшему профсоюзному лидеру? В основном – «разбазаривание и неэффективное распоряжение профсоюзной собственностью». А также то, что, по мнению ряда бывших коллег Лысюка, в последние два года он практически перестал считаться с президиумом федерации, комиссией по собственности, ревизионной комиссией и т.д. и единолично принимал «сомнительные» решения. Конкретные примеры такой деятельности описывались в многочисленных публикациях СМИ. Эта тема была вновь поднята сегодня председателем ревизионной комиссии ЛФП Владимиром Дмитриевым.
Дмитриев отметил, что обсуждение вопросов профсоюзной собственности в последние годы старательно обходилось, что привело к потере целого ряда объектов. В минувшем году факты неэффективного управления профсоюзной собственностью были обнародованы, что, по мнению Дмитриева, и повлекло отставку Гарри Лысюка. Однако новому руководству ЛФП еще предстоит разобраться с рядом документов, «всплывших» после ухода Лысюка, которые указывают на то, что отчуждение собственности могло продолжаться, если бы Лысюк остался на своем месте.
Так или иначе проблему управления профсоюзной собственностью затрагивали и другие выступающие (а выступить на конференции захотели почти два десятка человек). Однако выяснилось, что и других проблем у профсоюзов немало. Отметим, что при их обсуждении имя Гарри Лысюка уже не упоминалось. Представители науки, например, считают, что Федерация профсоюзов забыла о своей организующей роли. «Если бы федерация возглавляла митинги, а профсоюзные лидеры стучали кулаками по столам начальников, позиции профсоюзов были бы укреплены. И мы не имели бы того, что имеем сейчас», - сказал один из профсоюзных лидеров научной отрасли. И был поддержан своим коллегой из системы здравоохранения, который убежден, что отраслевые комитеты профсоюзов должны диктовать условия, а руководство Федерации профсоюзов - отстаивать их на региональном и федеральном уровнях. Молодые профсоюзные лидеры попеняли старшим товарищам на плохую работу с молодежью. На этот раз критике подвергся уже бывший заместитель Лысюка, ныне претендующий на его место, Владимир Кондратенков. По мнению представителя профкома студентов государственного Технологического университета Павла Аркина, именно ему молодежь «обязана» тем, что в проект трехстороннего договора на 2005–2007 годы (между профсоюзами, администрацией города и союзом промышленников и предпринимателей) не включено положение о льготном проезде в транспорте учащейся молодежи. Поэтому Аркин обратился к будущему председателю федерации с просьбой не подписывать это соглашение.
Наибольший резонанс вызвали выступления ректора Гуманитарного университета профсоюзов Александра Запесоцкого и председателя Федерации независимых профсоюзов России Михаила Шмакова. Рассуждения ректора о том, что ЛФП не использует потенциал университета вызвали возмущение в зале – делегаты просили назвать стоимость проводимых ВУЗом семинаров. В ответ Запесоцкий предложил заслушать его отчет о его ректорской работе. Но в другой раз. Перед самой федерацией, по мнению Запесоцкого, стоят две проблемы – взаимодействие с ФНПР и разрыв между территориальными и отраслевыми структурами ЛФП и руководством федерации.
Эту же тему развил и Михаил Шмаков, отметив, что профсоюзному движению не хватает «единства». Председатель ФНПР обозначил и главные задачи профсоюзов. По его мнению, профсоюзные лидеры в первую очередь должны быть озабочены уровнем зарплат (и доплат к ним) трудящихся и заключением коллективных трудовых договоров (ЛФП в этом плане отстает от среднероссийского уровня). Что же касается профсоюзной собственности, то, как выразился Шмаков, профсоюзы не должны быть контрагентами в этих хозяйственных отношениях.
Между тем, именно с борьбой за профсобственность между ФНПР и ЛФП ряд наблюдателей связывал отставку Гарри Лысюка. По их мнению, экс-председатель мешал перераспределению собственности между «большой и маленькой» федерациями. Лысюк ушел, а кто и как будет распоряжаться собственностью ЛФП пока не ясно – все в ожидании избрания нового председателя федерации.
Светлана Тихомирова,
Фонтанка.ру