На Северо-Западе идет серьезная конкурентная борьба с портами Прибалтики и Скандинавии. За последние пять лет грузооборот петербургского порта вырос в три раза. Однако, по мнению аналитиков, участие государства в развитии портов практически не заметно.
За последние пять лет грузооборот петербургского порта вырос в три раза. А общая пропускная способность портов Балтийского бассейна сегодня составляет около 100 миллионов тонн. Об этом сегодня сообщил исполнительный директор ФГУП «Росморпорт» Геннадий Баталин. По его словам, сейчас на Северо-Западе России идет серьезная конкурентная борьба с портами Прибалтики и Скандинавии за право обслуживать грузы. Но большинство экспертов сходится во мнении, что конкурентоспособность портов Севера-Запада с каждым годом падает. И так будет продолжаться до тех пор, пока государство не обратит внимание на этот сегмент рынка. Несмотря на то, что Минтранс разработал единую концепцию развития транспорта (которая, в том числе, затрагивает и порты), по мнению аналитиков портового рынка, участие государства в развитии российских портов практически не заметно. В советские времена власти вкладывали деньги в финансирование морских грузовых терминалов, расположенных в Прибалтике и на берегах Черного моря. После «развала» Советского Союза развитые морские транспортные артерии автоматически оказались за границами России. Если верить новой концепции, то теперь государство все-таки обратило взоры на порты Севера и Северо-Запада страны.
Согласно официальным данным, через эти порты проходит более 75 процентов российских сухих грузов и около 60 процентов – наливных. Такие цифры привел сегодня Геннадий Баталин. Основная претензия российских портовиков относится к Октябрьской железной дороге, которая с 1 января повысила тарифы на перевозку грузов. Причем повышение коснулось исключительно транспортировок в российские порты. Для зарубежных партнеров тарифы остались прежними. Кроме того, по мнению председателя Комитета по транспортно-транзитной политике Андрея Карпова, сегодня наблюдается серьезное давление со стороны скандинавских стран, связанное с несколько «гипертрофированным» развитием порта в Приморске. Скандинавские страны откровенно насторожены теми объемами нефти, которые транспортируются через этот порт. Внутри стран, входящих в ЕС, уже сформировалась устойчивая оппозиция к дальнейшему развитию наших нефтеперевалочных комплексов, считает Андрей Карпов. «Балтийские страны, объединившись, усиленно лоббируют присвоение Балтийскому морю статуса «зоны особого экологического регулирования». Если эти идеи получат реальную законодательную базу, то мы столкнемся с довольно суровыми требованиями логистической регуляции, в связи с чем нам будет сложно транспортировать такие объемы нефти», - заявил сегодня председатель Комитета по транспортно-транзитной политике. И добавил: «Какая разница, 50 или 100 миллионов тонн грузов мы переваливаем через наши порты? Главный вопрос, который мы должны задать – а что получит от этого город? На этот вопрос пока у нас нет ответа».
Что касается пассажирских перевозок, то, как уже писала «Фонтанка», по мнению генерального директора компании «Inflot World Wide» Игоря Глухова, в ближайшее время Петербург вообще может потерять круизный рынок. Напомним, это связано с рассмотрением в Государственной думе проекта закона «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», главная идея которого - ограничить передвижение туристов, прибывающих Россию на круизных судах без виз.
Но, независимо от закона, город все равно рискует потерять круизный туризм, если в Петербурге не появится новый пассажирский морской терминал. Сейчас, по словам Игоря Глухова, кроме «Морского фасада», существует еще несколько инвестиционных проектов в этой области. Как сегодня сообщил Игорь Глухов корреспонденту «Фонтанки», из федерального бюджета уже выделены средства (около 200 миллионов долларов) на реализацию первой очереди донно-углубительных работ для строительства «Морского фасада».
Надежда Зайцева,
Фонтанка.ру