В петербурге состоялся сольный концерт известного рок-музыканта, лидера московской группы «Ва-Банкъ» Александра Ф.Скляра. Перед концертом наш корреспондент встретился с Александром и побеседовал с ним, что называется, «за жисть».
В питерском клубе «Платформа» состоялся сольный концерт известного рок-музыканта, лидера московской группы «Ва-Банкъ» Александра Ф.Скляра. Незадолго до начала концерта наш корреспондент встретился с Александром и побеседовал с ним, что называется, «за жисть».
- Александр, в начале января - самое время подводить итоги года ушедшего. Каким он получился лично для тебя?
- Если говорить о творчестве, то, в принципе, год был неплохой. В прошлом году, помимо собственно концертов, которые я играл вместе с «Ва-банком» и сольно, у меня вышел четвертый сольный альбом из серии «Библиотека путешествий» - он называется «Дендидиана». И, самое главное, наконец, был записан (правда, пока еще не вышел) новый альбом нашей группы. Дата его выхода – приблизительно конец февраля. (Название альбома «Игроки и шпионы» - И.Ш. )
- Это что касается итогов творческих. А как насчет сугубо человеческих? Все-таки год был високосным, а это всегда многих пугает. Кстати, ты вообще веришь в мистику чисел?
- В мистику чисел я не верю, но, если подходить с этих позиций, то в минувшем году действительно было нелегко. Слава Богу, из моих родных и совсем близких людей никто не пострадал, но зато в течение нескольких последних месяцев ушли из жизни два очень дорогих мне человека. Первый – слепой художник из Перми Мансур Закиров, которого я хорошо знал и по-человечески очень высоко ценил. А второй человек – это женщина, жена моего близкого друга. Это была совершенно потрясающая женщина, по каким-то параметрам может быть самая удивительная, самая Высокая из тех, кого я лично знал. Это случилось в самом начале этого года, но ее болезнь началась в прошлом, поэтому я отношу эту смерть к «завоеваниям» года ушедшего.
- Плюс ко всему под занавес года ушел еще и Хвостенко?
- Я не был с ним знаком, но, конечно, уважал его безмерно. Очевидно, что Хвостенко был выдающийся человек – во всех смыслах и в первую очередь в творческом... Словом, получается, что прошлый год в какой-то степени действительно оправдал свою «високосность».
- Последний концерт «Ва-Банка» в Питере состоялся четвертого сентября в «Рэд Клабе». Помнится, в те дни разгорелась жаркая полемика по поводу того, стоит ли давать концерты и развлекать публику, когда страна переживает такое горе. Мол, вроде как не комильфо. (В данном случае речь идет о Бесланской трагедии – И.Ш.)
- Я считаю, что в данном случае это зависит от того, с каким настроением ты вообще выходишь на сцену. Лично я на сцену с развлекательным настроением не выхожу никогда в принципе. Точнее говоря – у меня в творчестве, конечно, присутствует некая доля развлекательности (в конце концов, я не пророк, не мессия, не гуру и не собираюсь никого учить), но само настроение стопроцентно праздничным не является. Поэтому, если одновременно с моим сольным выступлением или с выступлением моей команды происходит какая-то трагедия в стране или в мире, я совершенно спокойно могу продолжать играть, потому что мне есть что сказать - помимо чисто развлекательных моментов. И еще... Артист должен быть на сцене – вот такая у него, пусть и весьма специфическая, но работа. Но если речь идет о попсовом, развлекательном, фонограммном концерте, то я двумя руками за то, чтобы в случае трагедии общенационального масштаба его отменить. Если же это серьезное творчество, творчество, затрагивающее какие-то глубинные струны души, если оно не является поточным производством, мне кажется, что в таком случае такой концерт не относится к разряду тех мероприятий, которые следует отменять.
- Ты согласен, что у нас, в Северной Столице, «Ва-Банкъ» знают и любят меньше, чем в Москве. Или это спорный вопрос?
- Согласен, наверное, меньше. Я думаю, что у «Ва-Банка» в принципе и так не слишком большая аудитория поклонников. Тем не менее, такие люди есть. Я абсолютно точно знаю, что они есть. Но в Питере – да, пожалуй, поменьше будет.
- Тебе не кажется, что отчасти это идет от давнего негласного противостояния Москвы и Питера. Мол, кто культурнее и круче? В частности, чей рок круче – московский или ленинградский?
- Это печально, конечно. По-моему, очень несправедливо разделять искусство таким вот образом, формально-географически. Мол, кто круче - Сиэтл или Лондон? Все это бред собачий: сегодня круче Лондон, завтра - Сиэтл, послезавтра – Вашингтон, а послепослезавтра – Пхеньян. Но так уж у нас получилось, что питерская школа – это одно, московская – другое, свердловская – третье. Я могу сказать так: лично мне это не нравится.
- В одном из своих интервью ты сетовал на то, что в отечественной рок-музыке слишком много от авторской песни.
- В смысле, мало рок-н-ролла?
- Да. Но с другой стороны, очень многие твои поклонники любят и принимают исключительно твои сольные проекты, в которых ты поешь Вертинского, Дмитриевича, Козина, Утёсова.
- От этой своей второй стороны я не открещиваюсь - я ее тоже люблю, и она мне также дорога. Просто в «Ва-Банке» я все-таки нахожу для себя нечто отличное, другое. Грубо говоря: «Ва-банкъ» – это рок-н-ролл. Но другая часть моей натуры требует авторской, лирической песни. Вот эту самую часть я и восполняю в своих сольных концертах, тем более, что русская авторская песня – это настолько богатый жанр, что мне здесь всего хватает. Но и то, и другое для меня - две неразделимые части собственного творчества. Мне неинтересно исполнять только лирические песни, равно как мне неинтересно играть исключительно один только рок-н-ролл. Но так как внутри группы я не могу делать одновременно и то, и другое, я занимаюсь «Ва-Банком» отдельно и, соответственно, всем остальным – также отдельно. Отсюда желание выступать не только с моей группой, которую я безумно люблю, но еще и с теми музыкантами, которые составляют основу моего сольного проекта.
- Ты идешь на поводу у публики на своих концертах?
- Стараюсь не идти, а, наоборот, публику держать на своем поводу. Но, в конечном итоге, все зависит от моего настроения, от того, как я чувствую зал. Порою в зале бывает очень дружеская атмосфера, и если тебя по-дружески просят что-то исполнить, захотят услышать какую-то конкретную вещь, а это еще и совпадает с твоим внутренним настроем, то почему бы и нет?
Лично у меня нет заранее составленной программы, по крайней мере, в части, касающейся моих сольных выступлений. Обычно я имею лишь общее представление о том, с чего бы мне хотелось начать концерт. А дальше я иду на поводу собственного ощущения, но ощущение это обязательно связано с ощущением зала. С ощущением того, в какие глаза я смотрю, какие волны исходят от публики... Но, в принципе артист, конечно же, должен уметь создавать и навязывать свое настроение слушателям. А насколько это у него получается – зависит от мастерства артиста.
- Уверен, что также как на концертах БГ пьяные голоса требует «Город золотой», так и на выступлениях «Ва-Банка» отдельные нетверезые личности настойчиво требуют спеть про «голубой Эльдорадо»?
- Просят, конечно. Но ведь, в конце концов, это твоя аудитория и ты должен ее любить, а если ты ее совсем не любишь, то, скорее всего, просто выбрал не ту профессию. Тебе что-то может не нравиться в конкретном концерте, тебе может не нравиться какой-то конкретный персонаж в зале, который сильно набрался, а тебе кажется, что тебя должны слушать в более трезвом виде... Но, с другой стороны, жизнь артиста – это жизнь публичного человека, который на сцене творит не только для себя, но и для своей публики. Так что надо терпеть.
- Можно ли сказать, что нынешний «Ва-Банкъ» - это группа не для всех?
- Да, пожалуй, что так. Однако со всей ответственностью я могу гарантировать, что человек, пришедший на концерт «Ва-Банка», никогда не услышит на нем:
1. Пошлости. Это я обещаю стопроцентно.
2. Не услышит зауми, поскольку все, что я пою, людям понятно. Это я могу сказать абсолютно точно. В конце концов, можно соглашаться с позицией лирического героя, либо не соглашаться с ней напрочь – но я пою понятно.
3. Он не увидит и не услышит... как бы это правильно выразиться?.. Он не услышит от нас обыденности.
По поводу последнего: мы никогда не выходим на сцену, чтобы просто отработать номер, и всегда работаем на сто процентов. У меня не бывает концертов, как я это называю «не в мокрой рубашке». Любые мои концерты – электрические, акустические, сольные – заканчиваются мокрой от пота рубашкой. Для меня это показатель того, как я работаю на сцене. До тех пор, пока я работаю так, я буду находиться на сцене. Если в какой-то момент так у меня получаться не будет, я подумаю о чем-то другом.
Игорь Шушарин,
Фонтанка.ру
Полностью материал будет опубликован в еженедельнике «Ваш тайный советник» N52 (131) 17 января 2005 года