Ни одна выставка в Манеже не собирает так много публики, как традиционная январская, которая в этом году называется «Петербург – 2004». Корреспондент «Фонтанки» тоже решила сходить туда и узнать, с каким результатом завершил год художественный Петербург.
Пожалуй, ни одна выставка в Манеже не собирает так много публики, как традиционная январская «сборная солянка», которая в этом году называется «Петербург – 2004». Корреспондент «Фонтанки» тоже решила сходить туда и узнать, с каким результатом завершил год художественный Петербург. Как выяснилось, результаты весьма плачевны.
От этой выставки впечатление осталось такое же, как и от прошлогодней, и от позапрошлогодней. «Какое?» – спросите вы. Да никакое. Все те же лица, все те же имена... Посреди моря посредственных пейзажей и натюрмортов, которые каким-то чудом проникли на выставку, нет-нет да и мелькнет хорошая работа. Чаще всего это картины известных художников, – Геннадия Устюгова, Валерия Лукки, Феликса Волосенкова, Владимира Духовлинова и некоторых других мастеров. Но даже их работы как-то теряются на фоне множества «лишних» картин других художников, а потому сила впечатления от них стремится к нулю.
Места в Манеже, конечно, слишком много. Гораздо больше, чем хороших художников. Поэтому отбор картин здесь не слишком строг, а в итоге получается разрозненная экспозиция, где декоративно-прикладное искусство соседствует с фотографией, а фарфор – с инсталляциями. Принцип размещения экспонатов отсутствует практически полностью.
Конечно, хорошая организация больших выставок – задача сложная, почти непосильная. Даже на биеннале в Венеции громадный выставочный комплекс длиною в несколько километров в Арсенале был куда менее популярен, чем международные павильоны в садах Джардини, где в одном павильоне обычно был представлен один-два художника. Такая уж психология у человека – одна сильная работа может сильно впечатлить его, в то время как сотня таких же экспонатов, собранная в одном зале, оставит равнодушным.
И все же корреспонденту «Фонтанки» приглянулась одна работа – объект Владимира Козина, участника движения «Новые тупые». Новая работа Козина называется «Ленин – Гербарий». Портреты Ленина, переснятые на ксероксе, стали основой гербария. Лицо пролетарского вождя украшено листьями, травой, окурками, яичной скорлупой и прочими отходами жизнедеятельности. Надо сказать, эта инсталляция – вполне в духе Владимира Козина, проповедующего жанр «искусства для ленивых», адепты которого занимаются исключительно тем, что раскрашивают портреты знаменитостей, вырезанные из газет. Выглядит очень эффектно: Пушкин – с зелеными волосами, Ломоносов – с желтой бородой...
Кроме этой инсталляции, в Манеже можно полюбоваться снимками молодых фотографов из «Балтийской фотошколы». Наиболее удачная здесь серия «Какого цвета синий?», отснятая в школе-интернате для слепых детей. Но и многие другие снимки тоже неплохие. Часть экспозиции занимает и выставка живописи, посвященная 30-летию выставки в ДК имени Газа. Явлению газаневщины в Манеже в последнее время уделяют очень много (может быть, чересчур много) внимания). Но это понятно. Ведь борьба с советской властью вдохновляла художников на новые и новые творческие подвиги, а после перестройки никаких особенно ярких событий, подобных газаневщине, не произошло. Поэтому и приходится творческим личностям жить воспоминаниями.
Впрочем, художники этой выставке рады. Они с удовольствием водят своих знакомых и друзей по экспозиции, показывая им собственные работы, а также работы своих знакомых и друзей. Тем, кто хорошо знает участников выставки, сходить сюда, может, и интересно. Ну а остальным можно сходить - если есть очень много свободного времени.
Выставка открыта до 25 января.
Александра Балуева,
Фонтанка.ру