Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Политика Власть Выборы Абхазские мандарины с ароматом большой политики

Абхазские мандарины с ароматом большой политики

526

В Сухуми 12 января пройдут новые выборы. Обе стороны ждут внятной позиции России по отношению к происходящему в республике. Потому что мы в ответе за тех, кого приручили.

Урожай мандаринов в Абхазии в минувшем году оценивается в 18,5 тысяч тонн. В «высокий сезон» (ноябрь-декабрь) это - примерно 600-700 тонн в день цитрусовых через приграничную Псоу. В последних числах декабря мы застали на пограничном переходе десятки и сотни «челноков» с объемными баулами, полными мандаринов. В Сухуми килограмм этих фруктов стоит 8-15 рублей, а сразу же за речкой оптовая цена того же килограмма уже под 30.

ЗАПРЕТ ОТМЕНИЛИ, НО ПРИВКУС ОСТАЛСЯ

Для многих жителей республики переход с мандариновыми тюками через границу – едва ли не единственная возможность заработать. Зарабатывают не только они. По самым скромным оценкам, представители таможенных и санитарных служб по обе стороны границы делают на мандаринах миллион рублей в день. Для маленькой разоренной Абхазии это очень серьезные деньги.

Впрочем, речь не совсем об этом. Дело в том, что нынче абхазские мандарины носят привкус большой политики. В разгар мандариновой кампании в начале декабря российские чиновники заявили, что закрывают границу до лучших времен. Потому как в сухумских цитрусовых обнаружился то ли некий зловредный жучок, то ли мушка. Вредитель нашелся аккурат накануне инаугурации, намеченной на 6 декабря Сергеем Багапшем, которого ЦИК республики объявил победителем в выборах президента Абхазии. Мероприятие не состоялось. Правда, не из-за жучка.

Накануне назначенного дня в Сухуми появились сотни серьезных, видавших войну мужчин с оружием и в камуфляже - как сторонников, так и противников Багапша. До большой крови оставался один шаг. Вместо инаугурации появилось соглашение о политическом урегулировании ситуации в республике, под которым поставили свои подписи президент Владислав Ардзинба, Багапш, его основной соперник на выборах Рауль Хаджимба, считающийся преемником действующего президента, и уроженец Абхазии, замгенпрокурора России Владимир Колесников. Стороны договорились о проведении новых выборов, на которых Багапш и Хаджимба баллотируются в одной связке: первый – как кандидат в президенты, а второй согласился на должность вице-президента. Голосование назначено на 12 января. Через пару дней границу открыли, а мандариновый бизнес вошел в привычное русло. Но привкус остался.

Есть мнение, что развитие событий последних месяцев в черноморской республике напрямую связано с неадекватной оценкой ситуации Москвой.

ВНУТРИСЕМЕЙНЫЙ КОНФЛИКТ?

Со стороны абхазские препетии кажутся семейным конфликтом. Да и как иначе, если Сергей Багапш теперь называет своего бывшего соперника Рауля Хаджимбу младшим братом. Братья, отцы и дети, близкие родственники буквально в каждой семье оказались по разные стороны политических симпатий.

Вот, например, Хаджимба – сын отца двоюродной сестры Мераба Кишмария. А военный комиссар Абхазии Кишмария, уважаемый человек - один из лидеров влиятельного объединения ветеранов войны «Амцахара», насчитывающего 7 тысяч «штыков» – активный сторонник Багапша. Осенью он открыто поддержал Сергея Васильевича и даже руководил его сторонниками, когда 12 ноября они захватили комплекс правительственных зданий в Сухуми. А Сергей Шамба, занявший третье место на октябрьских выборах, с декабря – вновь министр иностранных дел республики, оказывается почти родственником пока действующего президента Ардзинбы. Потому что племянник президента Батал – женат на дочери Шамбы. Или взять одного нашего провожатого, который помогал нам в командировке в Сухуми: сам он занимает нейтралитет, называет себя сторонником президента и говорит, что поддержит любого президента, которого признают победителем на выборах, а шесть его братьев горой поддерживают Багапша и без всяких выборов.

Так что, как ни крути, конфликт, конечно, отчасти семейный. Хотя бы потому, что все основные его участники хорошо знакомы друг с другом и в разное, а то и в одно и тоже время, вместе прошли войну и работали под началом Ардзинбы. И Багапш, и Хаджимба были премьер-министрами. В Москве наверняка знали хитросплетения абхазской внутренней политики, однако мы влезли в эту «разборку» не как друзья семьи, а как родственники одной из сторон, заранее определив «наших» правыми и не желая разговаривать с оппонентами. С октября Россия мучительно пытается отыграть партию. Первым достижением на этом пути стало соглашение от 6 декабря.

После драматических осенних выборов совершенно неожиданно проявил себя в Абхазии Чеслав Млынник, до того известный по прибалтийским событиям 1991-го года как командир рижского ОМОНа. По оценке различных наблюдателей и самих заинтересованных сторон, именно челночная дипломатия Млынника между противоборствующими штабами стала одним из существенных факторов стабилизации обстановки. Пожалуй, он стал первым легальным российским представителем, кто взялся оценить ситуацию не из Москвы и разобраться в сути происходящего.

Считается, что тандем бывших конкурентов способен объединить разделившуюся почти пополам республику. Но раскол слишком глубоко проник в общество, затронув семьи, властную элиту, силовые структуры, интеллигенцию.

ФСБ В РОЛИ ПИАР-СТРУКТУРЫ

Россия участвовала в абхазских выборах. И это не военная тайна, хотя официально озвученная позиция некоторых официальных лиц отрицает вмешательство в дела соседней республики, формально остающейся частью Грузии. Около 80 процентов жителей Абхазии получили российские паспорта, поэтому Россия не могла не участвовать в этих выборах, даже если бы очень того хотела.

Но «прямолинейная тактика России сыграла злую шутку», - осознают теперь в штабе поддержанного Москвой Рауля Хаджимбы. Сам Хаджимба предпочел не говорить с нами о роли заезжих специалистов в его неудачной кампании. Впрочем, информированные собеседники в Сухуми утверждают, что выборами с российской стороны занимались люди, связанные с Федеральной службой безопасности. Не исключено, что симпатии этой структуры объясняются и тем, что Рауль Хаджимба – выходец из КГБ. Возможно, сотрудники ФСБ умеют бороться с террористами и шпионами, но до сих пор не было слышно об их больших успехах на поприще пиара.

Участие советников свелось к лобовой поддержке преемника без реальной оценки ситуации. Возможно, считалось, что кандидат от власти без труда наберет необходимые голоса, достаточно лишь по обкатанной схеме сфотографировать его с Владимиром Путиным и развесить по побережью убедительные плакаты. После октябрьского голосования вдруг выяснилось, что авторитета Ардзинбы, непререкаемого еще несколько лет назад, недостаточно даже вкупе с одобрением этого выбора Путиным. Те же сторонники Хаджимбы предполагают, что многие проголосовали не против их кандидата, а против действующей власти, с которой он ассоциировался.

- В моем офисе российских чиновников почти никогда не было, в отличие от представителей западных стран. На мой взгляд, это одна из главных причин того, что произошло», - говорит Александр Анкваб, с которым мы беседовали в штаб-квартире возглавляемого им движения «Айтаира». Анкваб считается мозговым центром команды Багапша. Союз «Айтаиры», «Амцахары» и созданного незадолго перед выборами блока «Единая Абхазия» обеспечил успех оппозиции.

Следует предположить, что «внешние» кураторы этих выборов не обладали всей информационной картиной. Отсюда – безоговорочная ставка на одну из сторон и явно натянутая тема о прогрузинской ориентации оппонентов, усугубившие внутриабхазский раскол. А также выстраиваемая на живую нитку политика после октября. Через несколько дней после октябрьских выборов премьер-министром Абхазии стал высокопоставленный сотрудник МЧС России Нодар Хашба. Очевидно, что вопрос решался не только в Сухуми, и на Хашбу возлагались определенные надежды по обе стороны границы. Однако новый премьер так и не стал значимой персоной, выполняя чисто представительские функции. Может быть потому, что он хорошо помнит покушение, которое пережил, будучи мэром Сухуми. Когда после войны занимался распределением гуманитарной помощи.

События в Абхазии развивались почти параллельно украинским выборам и аналогии в позиции России напрашиваются сами собой. Принципиальная разница не в размерах территорий, а в количестве оружия на душу населения.

Сегодня и Багапш, и Хаджимба почти одинаковыми словами говорят, что сделали все, чтобы не допустить кровопролития.

ВЫНУЖДЕНЫ СОГЛАСИТЬСЯ?

Парадоксальное декабрьское соглашение стало спасительным выходом не только для республики, но и для самих кандидатов на президентский пост.

- На мой взгляд, соглашение - единственный путь объединить народ, – говорит Сергей Багапш. - Мы слишком маленький народ, чтобы еще делиться внутри. Это была бы катастрофа. Тем более народ, который практически весь вооружен. Ведь мы до сих пор по большому счету находимся в состоянии войны. Нужно было принимать решение, руководствуясь не амбициями, а мудростью и здравым расчетом. И мы сумели прийти к компромиссу с Раулем Хаджимбой.

-Я был готов к компромиссу. Но я не предполагал такого соглашения, и говорил о возможности уйти с арены обоим политикам, дабы не доводить дело до противостояния. Меня никто не услышал. И дабы не довести дело до крови, я пошел на это решение, – говорит Рауль Хаджимба.

Ближайшие соратники Багапша признают, что хотя внешне готовились к инаугурации, все же понимали, что проводить ее нельзя. Вооруженное столкновение означало бы как минимум конец политической карьеры.

Теперь недавним соперникам надо убедить своих сторонников в чудодейственной силе нового альянса. Потому что для многих из тех, кто поддерживал этих кандидатов, декабрьское соглашение стало настоящим шоком. Перебороть взаимное недоверие может оказаться еще сложнее, чем избежать крови. «Мы рады, что соглашение состоялось, но будет ли оно выполнено?» - задаются вопросом в штабе Хаджимбы даже после того, как парламент принял конституционный закон, расширяющий полномочия вице-президента, как зафиксировано в соглашении. Активисты Рауля Хаджимбы, с которыми мы беседовали, предполагали, что не пойдут на предстоящие выборы. Союзники надеются убедить людей. Ведь если в голосовании примут участие менее 50 процентов избирателей, то вопрос о новом президенте откладывается как минимум на несколько месяцев.

- Есть много желающих, которые не хотят, чтобы эти выборы вообще прошли. – считает Сергей Багапш. - По той информации, которой мы располагаем, звучат призывы не ходить на выборы.

Багапш не назвал имена, но некоторые представители его лагеря заявили, что такую агитацию, например, ведет один из родственников президента.

- Существуют ли силы, не заинтересованные в том, чтобы выборы состоялись?

Этот вопрос мы задали помощнику президента Астамуру Тании. Помощник был предельно корректен:

- В бюллетене есть графа «против всех», а задача власти обеспечить свободное волеизъявление.

- Власть будет делать все, чтобы выборы не состоялись, - уверен сторонник Багапша Акун Кверая.

- Вся ответственность за то, что может произойти, лежит на тех, кто хочет сорвать эти выборы, - говорит Багапш.

Леонид Лакербая, один из лидеров «Айтаиры», считает, что если выборы не состоятся, то события выйдут из-под контроля.

По соглашению, если оно до даты голосования срывается стороной Хаджимбы, Багапш становится президентом по результатам голосования 3 октября. Однако несостоявшиеся выборы автоматически продлевают полномочия тяжело больного президента Ардзинбы. Не исключено, что такой сценарий устроит определенную часть общества и элиты. Но в этом случае нет никаких гарантий, что аналогичная ситуация не будет тиражирована на последующих выборах.

«Для нас принципиальны некоторые фигуры», - эта фраза, проскочившая в разговоре со сторонниками Хаджимбы, может объяснять настоящие причины недоверия к альянсу заклятых друзей. К таким фигурам относится Александр Анкваб. Он должен занять место премьера в будущем правительстве. Анкваба, бывшего министром внутренних дел Абхазии во время войны, называют «серым кардиналом» Багапша. Он же является наиболее последовательным критиком нынешнего режима. Именно Анкваб сегодня говорит о необходимости системной реформы власти. Некоторые подразумевают, что за словами о реформе подразумевается перераспределение ресурсов.

Состояние неопределенности, в случае если 13 января в Абхазии вновь не удастся определить нового президента, позволяет правящей «семье» сохранить контроль над ключевыми хозяйственными направлениями. Как таковой экономики Абхазии фактически не существует, а большая часть того, что есть, находится в тени. Доходы бюджета на текущий год планируются в объеме 643 миллиона рублей. Однако отдельные сферы дают стабильные финансовые ручейки. Это не только знаменитые мандарины. К прибыльным сегментам относится курортный бизнес, экспорт древесины и металлолома. Еще более интересны границы и морской порт, через которые идут контрабандные грузы. Говорят, что люди с фамилией Ардзинба контролируют самые лакомые участки.

- Да нет никакого «клана Ардзинбы» - есть люди, носящие такую же фамилию, – не соглашается с таким мнением Рауль Хаджимба. - Другие фамилии делают такие же дела, и их никто, по большому счету, не винит.

И все же, те, кто сегодня владеют явно недооцененной Абхазией, не без оснований опасаются большого передела, который может случиться с приходом новой команды.

- Никто никого убирать не собирается, – заверяет Багапш. - Но если действия бизнеса идут вразрез с интересами государства, то спрашивать будем по полной программе. Занимайтесь бизнесом, зарабатывайте деньги, но налоги государству нужно платить сполна.

Следует предположить, что связка Багапш-Хаджимба не устраивает не только многих сторонников кандидатов, но и тех, кто финансировал их кампании. В первую очередь это касается Хаджимбы. Потому что, если Багапш «играл на свои» (рассказывают, что перед выборами он продал квартиру в Москве за 130 тысяч долларов, еще порядка 700 добавили друзья и участники коалиции), то кампания преемника, очевидно, финансировалась его покровителями, в том числе и с российской стороны. Называют весьма существенные суммы, правда, до самого кандидата они, скорее всего, не дошли.

В сложной партии, которая разыгрывается в Абхазии, этот тандем может быть без лишних раздумий принесен в жертву с целью консервации сегодняшнего расклада.

A PROPOS

12 января в Сухуми новые выборы. России надо определиться. Такой призыв мы часто слышали за Псоу с обеих сторон. Этот призыв представляется абсолютно искренним. Следует определиться не в конкретных симпатиях, потому что в Абхазии нет противников развитию отношений с Россией. И Хаджимба, и Багапш здесь не противоречат друг другу. Но и России необходима внятная позиция по отношению к происходящему в республике. Потому что мы в ответе за тех, кого приручили.

Александр Горшков,
Фонтанка.ру,
Сухуми-Петербург

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях