Выставка «Петербургский ювелир» - самое демократичное и оригинальное ювелирное шоу в России – открылась в Манеже.
Здесь нет и никогда не было строгих выставочных комитетов, вход на ювелирный олимп здесь открыт каждому, кто считает, что достоин взойти на него. Вопреки всем прогнозам, ювелиры оказались самыми строгими судьями своих работ. То, что было объектом критики, стало изюминкой выставки. Сегодня и зрители, и ювелиры, и искусствоведы признают: другой такой в России просто нет. Искусствовед Инна Шаталова, председатель конкурса «Ювелирный Олимп», каждый год посещает множество крупных отраслевых ювелирных выставок и в России, и за рубежом. На «Петербургском ювелире», подчеркнула Инна Шаталова, можно увидеть гораздо больше оригинальных творческих и новых идей, чем на отраслевых выставках, где представлены крупные ювелирные предприятия.
Татьяна Забозлаева, автор многих интереснейших книг об истории ювелирного искусства в России, вспомнила слова русского писателя Николая Лескова, который говорил, что в России любят только те украшения, которые можно заложить в ломбард. Традиции эти живы и сегодня. Далеко не все из украшений, которые сегодня предстали зрителям «Петербургского ювелира», можно отнести в ломбард: многие из них сделаны не из золота. Но от этого их художественная ценность не становится меньше. И на этот раз многие украшения в витринах Манежа привлекут взгляд настоящих ценителей оригинальных идей и изящной ручной ювелирной работы, которой всегда славилась русская школа.
Впрочем, лучше один раз увидеть. Потому что, как правило, эти украшения очень часто оседают в личных коллекциях и становятся недосягаемы для посторонней публики. Это и виртуозно исполненные кольца Сергея Станкевича с присущей им чистотой линий, легкостью и изящной красотой, свойственной скорее веку позапрошлому, а не нынешнему. Это и строгие графические подвесы и броши Александра Пахомова, и украшения в национальном стиле казахских художников Сержана Баширова, Амангельды Мукажанова и Серика Рысбекова. Новую коллекцию украшения придумал Виктор Шабатинов. Любимые художником гранаты и топазы в серьгах, подвесках и колье напоминают каскады падающих звезд. Такой эффект достигается с помощью оригинальной закрепки, которую художник сумел запатентовать. Анна Терещенкова продолжает работать в любимой ею технике горячей эмали. Коллекция «Хризантемы» представляет собой вариацию на модную в этом сезоне цветочную тему. Красота осенней хризантемы передана в эмали изысканно и сдержанно. Олег Тихомиров тоже использует горячую эмаль, но обращается к другой популярной теме – фруктовой. Нежные переливы эмали на этих изящных фруктах делают их поистине драгоценными.
Особого внимания заслуживают работы авторской студии «Ян» под руководством Аллы Кирокосян. Эта студия объединила армянских художников, много лет живущих и работающих в Москве. Каждый из них работает в оригинальной авторской стилистике, но всех их объединяет армянская школа работы с металлом, великолепное чувство юмора и философское отношение к ювелирному искусству. Арен Бабян на этот раз создал коллекцию колец-миниатюр, каждое из которых имеет свою сюжетную линию, например, исход евреев и трагическая судьба Галилея. Карен Даниелян продолжает создавать миниатюрные скульптуры из металла. Персонажи, которые создает Карен, полны иронии и лиризма, как, например, колоритная дама, которая раскатывает традиционный армянский хлеб – лаваш.
Необычайно широко представлена на нынешней выставке камнерезная тематика. Радостно вновь видеть на подмостках «Петербургского ювелира» Школу камнерезного искусства, которая и сегодня остается самым ярким представителем камнерезов. Художник Сергей Шиманский, автор многих ярких работ, которые видели посетители выставки в былые годы. Сегодня авторские идеи и технические решения Сергея Шиманского повторяют многие камнерезы, которые начали работать в этой технике гораздо позже. На этот раз Сергей показал три работы, которые дают представление о самом широком спектре возможностей работы с камнем. Это оригинальные часы «Верблюд», изящный букет «Цикламен» и «игрушка» для взрослых - музыкальная шкатулка «Золотое детство».
Феликс Ибрагимов впервые обратился к созданию объемных резных композиций из камня, а точнее пейзажного агата, которому Феликс Мегражевич посвятил всю свою жизнь. Его композиции «Мама» и «Императорский поцелуй» полны особой нежности и лиризма.
Впервые приехал принять участие в «Петербургском ювелире» Вячеслав Тулупов, художник-камнерез, который давно живет и работает в Нью-Йорке. Интереснейшую коллекцию новых огранок камня показал москвич Эдуард Ахметшин. Олег Галатин представил инталию «Пророк Моисей», вырезанную на уникальном волынском топазе весом 1500 каратов. Невозможно равнодушно пройти мимо витрин «Камнерезного искусства России», в которых собраны работы пермских, кунгурских и московских мастеров.
Словом, каждому здесь найдется пища для ума, сердца и души. И не только взрослым, но и детям. Прижился на «Петербургском ювелире» фестиваль детского карнавального костюма «Новогодние фантазии». В этом году четвертый раз дети из Петербурга, Ленинградской области и других регионов России смогут блеснуть талантами на подмостках «Петербургского ювелира».
Если судить по многонациональному составу участников, выставка давно перешагнула границы нашего города. Однако слово петербургский в ее названии оправдано и сегодня. Наш город всегда жил не только хлебом единым. Следуя этой традиции, фирма «Мир камня» перед Новым годом устраивает настоящий, что называется, от всей души, праздник. Здесь и традиционное «Гео-шоу» для любознательных, где можно самостоятельно вырастить кристалл или намыть немного настоящего золотого песка, и показы ювелирной моды, и семинары на актуальные темы для ювелиров, и, конечно же, танцы, песни и Дед Мороз для ребятишек.
Ольга Рогозина,
Фонтанка.ру
Фото Татьяны Бобылевой