Спешите в галерею «Львиный мостик» – увидеть неизвестную живопись периода «оттепели». Каждый месяц здесь проводят аукционы, где порой случаются настоящие баталии. Поэтому экспозиция редеет все больше. Вполне возможно, что скоро в экспозиции вообще не останется ни одной картины.
Выставка так и называется – «Оттепель зимой», а все картины сотрудники галереи нашли самостоятельно: часть – через родственников и знакомых художников-шестидесятников, часть купили у самих мастеров. Больше всего посетителям галереи нравятся картины Николая Буранова – по крайней мере, на аукционах за его картины идет самая настоящая борьба. Кроме того, в галерее можно увидеть эскизы художницы Татьяны Бруни, Евгении Антиповой из группы «Одиннадцати», Юрия Тулина и многих других.
Корреспонденту «Фонтанки» приглянулись эскизы Татьяны Бруни. Ее прадед тоже был художником – расписывал Исаакиевский собор. Еще в детстве Бруни познакомилась с Мстиславом Добужинским, Николаем и Александром Бенуа. Последний ее многому научил. Некогда эта художница работала с Дмитрием Шостаковичем – по ее эскизам созданы костюмы для балета «Болт». Некоторые костюмы символизировали японский флот, другие – американских буржуа. Иногда Бруни рисовала свои костюмы прямо на актерах...
К слову, типичного соцреализма на выставке не так уж много. Картины с изображением Ленина, колхозников и рабочих чаще берут иностранцы либо пожилые бизнесмены, ностальгирующие по былым временам. Большая часть работ написана художниками, скорее, в духе импрессионизма. Дело в том, что многие выполняли официальные заказы в одном стиле, а для души писали в несколько другой манере. Именно эти картины, написанные «для себя», и вошли в экспозицию галереи. В 60-е эти работы невозможно было ни продать, ни даже принести на выставку. Поэтому годами они пылились в мастерских, в старых сундуках, в чуланах и на чердаках... « А мы занимаемся тем, что возвращаем забытые имена», – говорят сотрудники галереи.
Действительно, сейчас уже редко кто вспоминает, например, про группу «Одиннадцать». А ведь выставка этой группы в выставочном зале на Охте в 1972 году закончилась грандиозным скандалом, взбудоражившем общество. Власть обвинила художников в «групповщине», после чего они подверглись гонениям в прессе. Напомним, что кроме Евгении Антиповой, чьи работы можно увидеть в «Львином мостике», в группу «Одиннадцать» входили Завен Аршакуни, внук знаменитого писателя Ярослав Крестовский и другие. Всем одиннадцати художникам приходилось нелегко. Чтобы выжить, приходилось писать портреты членов политбюро. Завен Аршакуни, например, делал заготовку портрета, после чего бежал за водкой и огурцами – а его приятель в это время заканчивал портрет. А однажды в мастерскую к Аршакуни пришли из обкома, увидели портрет художницы Марины Азизян и сказали: «Написали бы вы лучше портрет доярки...» На что Аршакуни ответил – «Если я доярке на голову корову посажу, она обидится, а Марина – нет».
Александра Балуева
Фонтанка.ру
Фото автора