В Петербург во второй раз приехал Эмир Кустурица и его No Smoking Orchestra. В отличие от концерта 2001 года теперь публика смогла вволю «оторваться» под балканские мотивы. Кстати, в Россию знаменитые музыканты заезжают не часто. В Петербурге не были ровно три года. И вот прибыли.
Если посмотреть официальный гастрольный график No Smoking Orchestra, то окажется, что концертов знаменитые музыканты дают порядочно, но в Россию заезжают не часто. В Петербурге не были ровно три года. И вот прибыли.
И тут же Кустурица удивил, неожиданно признавшись, что в мире есть только два самых красивых города – Петербург и Париж. Сказал он это на воскресной пресс-конференции, прошедшей на телеканале СТО. На признание режиссера и музыканта отреагировала одна из журналисток: она поинтересовалась, какие же тогда достопримечательности Петербурга собираются музыканты осмотреть и какие вообще у них планы. Оказалось, что, к сожалению, гости успеют посетить только музей Достоевского, потому как у них концерт и отъезд в Москву, а оттуда самолет на Белград. Зато фронтмен оркестра Неле Каражлич обрадовал девушку заявлением, что они хотели бы приехать в наш город просто так, без всяких концертов, и если она приглашает, то они могли бы остановиться у нее дома. Несколько журналистов тут же хором присоединились к коллеге: и мы, и мы приглашаем!
Кустурица вообще много философствовал. Отметим принцип, которому, как поделился режиссер, его научили еще в Пражской киношколе. Суть его, если выражаться корректно, сводится к следующему: человек хотел быть большим и светлым, а на самом деле получилось дерьмо...
Естественно, Кустурица говорил и о ситуации на Балканах, о национальных конфликтах, проблеме поглощения мира большими корпорациями и о том, что главная задача их музыки – чтобы человеку стало радостно и счастливо. Впрочем, все это человек интересующийся слышал и видел в фильмах режиссера уже не раз. Попрощавшись до вечера, музыканты уехали на Кузнечный переулок.
Место концерта во второй раз было выбрано не в пример удачнее. Если в «Октябрьском» публика была вынуждена быть прикованной к креслам БКЗ или танцевать в оркестровой яме, то в павильоне «ЛенЭкспо» можно было ходить, где угодно плясать, выпивать и курить. Что, ясное дело, намного больше соответствует атмосфере выступлений No Smoking Orchestra.
Про то, что было на сцене рассказывать трудно, а писать еще труднее – это, конечно, надо было видеть. Появились музыканты быстро, неожиданно и без всяких вступлений как бы «прощупали» зрителя полулирическим исполнением заглавной темы из «Жизни как чуда», после чего Кустурица сказал залу «Здравствуйте», – и на волне приветственного рева на зал обрушилась «Drag Nach Osten» – одна из самых зажигательных композиций группы на основе «Калашникова». Кстати, концерт 3 года назад начался точно так же.
Первую часть составляли в основном хорошо известные композиции с альбома «Unza Unza Time», вторую – новинки из собственно заявленной темы концерта – музыка к фильму «Жизнь как чудо». Отметим здесь композицию, которая исполнялась на «русском языке» и называлась «Vasja, fuck you!» Как поведал Нели, она была посвящена человеку «from my country», который прибыл «to your country» и пристрастился «to heroin». Конечно, не обошлось и без классической «Bubamara», которую Нели представил как песню из фильма «черний кочка, белий коть» и которую зал приветствовал особенно тепло.
Это был, конечно, никакой не концерт, а – действо, фокусы, шоу, цирк. Причем те, кто уже видел оркестр на сцене, известно, что сам Кустурица в этом шоу занимает весьма скромное положение. Как по поведению, так и по музыкальной части. Центральные персонажи – фронтмен Неле Каражлич и скрипач Дежан Спаравало. Скрипач переодевался в женские платья, играл трехметровым смычком, подпевал и картинно перекрикивался с музыкантами. Каражлич танцевал, поливал публику водой, вытаскивал на сцену девушек и исполнял вместе с ними стриптиз, бегал по сцене от тубиста, который опрокидывал его на землю мощными звуками своего инструмента... Казалось, публика иногда даже путалась в том, что же ей надо делать – то ли плясать, то ли смотреть. А то и просто стоять с улыбкой в каком-то столбняке. Вообще, редко на каком выступлении увидишь столько счастливых лиц.
Как говорится, концерт пролетел на одном дыхании, музыканты спели на бис, потом прокричали что-то в духе «Спасибо, Питер!» И удалились. Публика начала медленно расходиться. За стенами павильона «ЛенЭкспо» оказалось темно и тихо, падал мелкий снег. В одну сторону был Петербург, в другую – огромная пустота залива. А позади – два часа радости и счастья. Этого, видимо, и хотел от нас Эмир Кустурица. Такое вот чудо.
Василий Кошкин,
Фонтанка.ру
Фото: Елена Молчанова