ГБР прекращает свою работу. Его функции переданы «Росрегистрации». Кроме сделок с недвижимостью, новая служба будет регистрировать общественные объединения и политические партии. Возложены на нее и некоторые контролирующие функции.
С нового года жителям Петербурга придется отвыкать от знакомой аббревиатуры ГБР – Городское бюро регистрации прав на недвижимость. Эта структура с 1 января прекращает свою работу. Функции регистрации сделок с недвижимостью будут переданы территориальному органу Федеральной регистрационной службы «Росрегистрация», положение о которой было утверждено президентом в октябре этого года. Проблема в том, что до сих пор неясно, как именно будет происходить реорганизация регистрационной системы.
«Росрегистрация», а значит и ее территориальные подразделения, будут не только регистрировать права на недвижимое имущество и сделки с ним. На новый орган возложены обязанности регистрации общественных объединений и политических партий, контроля и надзора за сферами адвокатуры и нотариата, а также саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих.
Если взять, например, «адвокатские» полномочия, то теперь филиалы «Росрегистрации» наделены правами не только вести реестры адвокатов, но и выдавать адвокатские удостоверения, участвовать в работе квалификационных комиссий. Кроме того, в их компетенции - открывать и упразднять нотариальные конторы, выдавать лицензии на нотариальную деятельность и т.д. Между тем, работа регистрирующих органов регламентируется не только актами Минюста РФ (которому подведомственна «Росрегистрация»), но и рядом других нормативных актов, в том числе федеральными законами. При этом, по мнению ряда адвокатов, создается некая «ограничительная» правовая коллизия, так как сталкиваются нормы положения о регистрирующих органах и закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», который делает функции регистраторов номинальными.
Проблемы адвокатов и нотариусов далеки от рядовых граждан. А вот трудности при оформлении сделок с недвижимостью близки и понятны многим. Что же ждет тех, кому еще только предстоит продавать-покупать? Во-первых, изменение сроков регистрации сделок. Если раньше человек в зависимости от своих финансовых возможностей мог выбирать - пройти ему регистрацию за несколько дней или за месяц, то теперь устанавливается единый срок (предположительно, месяц). Ускорять регистрацию за дополнительную плату Росрегистрация как государственное учреждение будет не вправе. По мнению риэлтеров, это ставит под угрозу разрушения стройную систему оформления сделок с недвижимостью. По мнению президента Ассоциации риэлтеров Петербурга Сергея Сосновского, в первую очередь новшества «бьют» по ипотечному кредитованию, предусматривающему срочность прохождения регистрационных процедур. Таким образом, препоны, которые город пытался снять при принятии программы «Доступное жилье», появляются вновь.
Новшества создают проблемы и тем, кто пытается улучшить свои жилищные условия через вторичный рынок. 90 процентов заключаемых в Петербурге сделок – это сложные «цепочки» с многочисленными участниками, требующие порой последовательной регистрации сделок. Если раньше (при наличии средств) «на все про все» уходила неделя, в крайнем случае - месяц, то теперь регистрация сделок может растянуться на несколько месяцев.
Из «внутренних» проблем самой «Росрегистрации» следует остановиться на кадровом вопросе: кто будет работать в питерском филиале учреждения? Финансироваться он будет через федеральный бюджет. Квартальный фонд оплаты труда более 25 тысяч специалистов территориальных органов Федеральной регистрационной службы с 1 января по закону будет составлять 676 миллионов 382 тысячи рублей. По мнению Сергея Сосновского, федеральное финансирование может отрицательно сказаться на работе регистраторов – возможен отток квалифицированных специалистов в риэлтерские и строительные фирмы. Не исключено, что из «старожилов» останутся только те, кто имеет свой «интерес» или неэффективно работает, плюс неопытные новички.
Понимая сложность ситуации, Ассоциация риэлтеров обратилась к губернатору с письмом, в котором специалисты просят главу города выступить с законодательной инициативой – внести изменения в закон, позволяющие отсрочить внедрение реформы хотя бы на полгода. Риэлтеры не против реорганизации и считают ее правильной. Но они полагают, что есть масса нерешенных организационных вопросов, которые мешают реформе работать. А значит, намеченный на 1 января старт – преждевременный.
Светлана Тихомирова,
Фонтанка.ру