Сегодня вечером в петербургской консерватории выступит знаменитый бельгийский гитарист Френсис Гойя. В преддверии концерта корреспонденту «Фонтанки» удалось побеседовать с маэстро. Как выяснилось, Гойя считает что Петербург, возможно, красивее чем Париж.
В пятницу, 17 декабря, в петербургской консерватории выступит знаменитый бельгийский гитарист Френсис Гойя. Сегодня корреспонденту «Фонтанки» удалось побеседовать с маэстро в музыкальном салоне «505», где в рамках проекта «505 вечеров» еженедельно проходят встречи с известными личностями. .
- Френсис, вы ведь не первый раз в Петербурге?
- Уже в четвертый. Мне очень нравится ваш город. Мы как раз сейчас ехали в машине и говорили с музыкантами что он, возможно, даже красивее чем Париж. Мосты, вода... очень красиво.
- А хотелось бы просто приехать к нам как туристу?
- Конечно, все эти четыре раза я приезжал с концертами, и времени было не очень много. Мне бы очень хотелось приехать в белые ночи и просто погулять.
- А что насчет петербургской публики? Она чем то отличается от вашей публики на концертах в других странах?
- Волшебная публика. Все сидят, слушают, очень внимательно, а потом пауза и аплодисменты. Я получаю удовольствие от выступлений в Петербурге. С вашей публикой я бы сравнил, наверное, японскую. Что же насчет Европейских стран... скажем так, мне иногда кажется что далеко не все, кто приходят там на концерты, любят музыку.
- А Америка?
- Что вы, Америка это вообще другая планета.
- Вам наверняка часто задают этот вопрос – почему Гойя? Ведь ваше настоящая фамилия Вейер?
- Да, вопрос и правда задают всегда.
- И вы отвечаете одно и то же?
- Стараюсь говорить правду. Можете считать это коммерческим ходом. Фамилия Вейер показалась нам не очень звучащей и я решил взять псевдоним. Мы с записывающей фирмой придумали «Гойя». Знаменитый художник, кроме того у нас была очень известная детская певица с такой фамилией. Меня даже часто спрашивали потом - не моя ли это сестра. Про брата не спрашивали.
- Кто является первым слушателем вашей музыки?
- Как правило жена и дочь. Я играю, они сидят, слушают и морщатся.
- А если совсем закритикуют - то вы будете переделывать песню?
- Вполне возможно. У них хороший слух и если им не понравилось, то почему должно понравиться слушателям?
- Жене за 30 лет не надоело еще слушать вашу гитару?
- А она настолько привыкла, что почти и не замечает ее. Если я играю что-то старое... ну играю и играю себе, хороший такой фон. А вот если что-то новое заиграю, то она уже обращает внимание. Гитара для меня как вторая жена, я отдаю ей не меньше времени.
- И первая жена не ревнует?
- Случается, но не очень часто.
- А все ли вы уже знаете о своей гитаре?
- Это невозможно. Это любовь, а любовь невозможна, если не осталось тайн и сюрпризов и это верно и для жены, и для гитары. Я все время открываю и узнаю что-то новое.
- Какую гитару предпочитаете?
- Я люблю классическую гитару, мягкий звук. Нравится испанская гитара. Гитара Ямаха. На концерте конечно мягкости добиться труднее, так как приходится играть с усилителем.
- А что для вас главное на сцене?
- Слышать звук. То, что приходит из мониторов – очень важно. Иначе я себя чувствую не комфортно.
- А есть ли какие то особые ритуалы перед концертом?
- Да никаких особенно. Я, все-таки, по прежнему перед каждым концертом немного нервничаю и мне необходимо пару часов побыть одному. А когда выхожу на сцену весь страх постепенно улетучивается и становится легко.
- Как у вас отношения с техникой? Вы пользуетесь при записи и при написании музыки компьютером?
- Нормальные отношения. На компьютере использую программу «Кубейс». А еще вот смотрите, сет лист на сегодняшний концерт.... Я его сам печатал. Красный цвет это дуэт – гитара с чем то, синий просто с ударными, а черный - соло.
- Очень интересно. А вы готовите сет-лист заранее?
- Да, конечно, я стараюсь готовиться к концерту. Стараюсь, чтобы музыка была разная, а то слушатель уснет.
- А остается ли место для импровизации, для общения со зрителем?
- Конечно. Я постоянно разговариваю с людьми. Спрашиваю, знают ли они моего брата, и вообще добиваюсь какой то реакции. И импровизация на некоторых концертах случается.
- Я смотрю, вы собираетесь сыграть сегодня три мелодии Александры Пахмутовой. Как я знаю, вы с ней записали альбом – как получилось это знакомство?
- Совершенно случайно. Я работал в студии, зашла Александра, мы заговорили о музыке, у нас оказалось очень много общих тем. Затем я выступил у нее на 50-летии, потом был концерт у вас в БКЗ, совместная работа.
- А с другими нашими музыкантами не хотите поработать?
- Я бы с удовольствием, но я просто больше никого не знаю. У нас не звучит современная русская музыка.
- А собираетесь ли вы продолжать карьеру певца? Вы ведь записали альбом со своим вокалом?
- Даже три. Любой гитарист с хорошим слухом может петь, даже если у него нет голоса. Но это не совсем то, чего от меня ждет публика. Моим слушателям интересна гитарная музыка, именно ее они любят. Так сложилось и я не хочу ничего менять.
- Спасибо Френсис. Мы желаем вам хорошего концерта.
- Спасибо вам. Приглашаю читателей «Фонтанки» на свой концерт.
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру
Фото автора
Встреча с Френсисом Гойя состоялась в магазине «505» в рамках проекта «505 вечеров».