Районные власти Петербурга не щадят сил и средств, чтобы выборы депутатов в муниципальных округах состоялись. Точнее – чтобы они были признаны состоявшимися. И это не одно и то же. Досрочное голосование может повлечь за собой череду судебных разбирательств.
Досрочное голосование может повлечь череду судебных разбирательств
На выборах питерских депутатов-муниципалов, назначенных на 19 декабря, активность электората поражает воображение: на избирательных участках население стоит в очередях и жаждет исполнить гражданский долг. А власти не щадят сил и средств, чтобы выборы депутатов в муниципальных округах состоялись. Точнее – чтобы они были признаны состоявшимися. И это не одно и то же.
А вот кому торт с бюллетенем?
За две недели до 19 декабря петербуржцев охватила невиданная до сих пор электоральная активность. На избирательных участках собирались очереди: лестницы, фойе, коридоры – все было буквально забито желающими проголосовать с опережением графика. Слышалось родное, полузабытое «Вас здесь не стояло!». Кто-то не выдерживал, у кого-то – люди-то пожилые! – в очередях сдавало сердце... Картина, подсмотренная на одном из участков, очень хорошо иллюстрирует то, что творилось на этих выборах.
В помещении муниципального избиркома, у дверей, стоят двое молодых людей в «камуфляжке» и вручают всякому входящему список из пяти фамилий: мол, знайте, за кого голосовать. Не в меру любопытных, которые спрашивают фамилии других кандидатов, поднимают на смех: «Зачем вам? За других подарка не дадут»...
На 7-м избирательном участке Васильевского острова избиратель, снабженный таким руководством к действию, заполняет бланк заявления о досрочном голосовании. В графе «причина» указывает: «семейные обстоятельства». Терпеливо стоит в очереди. Получает бюллетень. Ставит галочки (сверяется он при этом со списком, полученным при входе, или нет – неизвестно). С чувством глубокого удовлетворения покидает помещение для голосования. Все? Нет, не все. На выходе его встречает улыбчивый сотрудник муниципалитета, интересуется: «Голосовали?». И вручает открытку с надписью «Подарок». Активный избиратель в указанном месте меняет ее на пакет сока, пачку чая и вафельный торт. Усталый, но довольный, возвращается он домой.
В комнате, где за открытки дают торты, юноша, лучась комсомольским приветом, объясняет: администрация района благодарит активных избирателей! «Всех?» – уточняем. «Всех!», - кивает юноша.
Не выборы – именины сердца!
Цель оправдывает вложенные средства?
Продуктовый набор в обмен на голос – всего лишь пример. И чай с тортом сулили не везде. Так, рассказывают, что в Адмиралтейском районе прием был явно рассчитан на молодежь: всем, кто придет голосовать досрочно, давали интернет-карты на три часа.
В Приморском район была проявлена еще большая изобретательность - расклеили объявления с призывом до 15 декабря пройти некую перерегистрацию по указанному адресу (который совпадал с адресом муниципального избиркома). Тех, кто рискнет ослушаться, пугали: не попадете в список – не получите денег вместо льгот. И доверчивые пожилые люди, не зная, что все списки уже давно составлены «автоматом», шли, и стояли, и «регистрировались», и писали заявления, и голосовали...
Нечто подобное происходило во многих муниципальных округах: людей всеми правдами и неправдами заманивали в помещения избиркомов. Кому и зачем понадобились эти спектакли? Причина вполне понятна: чтобы любой ценой обеспечить явку избирателей – не меньше 20 процентов, выборы «растянули» без малого на две недели.
По некоторым данным, «сверху» поступило вполне недвусмысленное указание: выборы должны состояться. Должны – и все тут. И районные администрации, закусив удила, бросились выполнять. Их достижения радуют глаз...
- Количество нарушений в этом «голосовании» таково, что любой суд должен признать итоги выборов недействительными, - убежден Борис Вишневский, эксперт Конституционного суда России. - В законе четко названы случаи, в которых человек может проголосовать досрочно: «отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья». Избиркомы не имели права давать бюллетени без документов, которые бы подтверждали такие обстоятельства. А, учитывая, что голосовать шли в большинстве – пенсионеры, им оставалось только доказывать, что именно 19 декабря они собираются заболеть.
По мнению Бориса Вишневского, на этих выборах мы увидели своего рода «ноу-хау»:
- Как известно, агитация в день выборов запрещена. Но никому не пришло в голову запрещать агитацию в период досрочного голосования! Этим пользуются многие кандидаты, они открыто, нагло раздают свои бумажки прямо на избирательных участках. Интересно: тот, кто это санкционировал, понимает, какие муниципальные советы мы получим в итоге?
За чей счет банкет?
А «тот, кто это санкционировал», видимо, был не сильно озабочен событиями после выборов. Велели обеспечить явку? Получите!
В районах составили «графики... организации досрочного голосования». Теперь понятно, как чиновники представляли себе «организацию досрочного голосования», хотя, по букве закона, оно может быть лишь результатом чрезмерной занятости или болезни некоторых избирателей. Согласно данным на 15 декабря, в некоторых районах таких «занятых» и «больных» оказалось порядка 17 процентов. Вот это – организация!
Не нужно думать, что перед нами – «эксцесс исполнителя» или, как это звалось в недалекие времена, «перегибы на местах». Самые что ни на есть высокопоставленные чиновники Смольного, в числе коих – госпожа Шубина, председатель Комитета по работе с исполнительными органами государственной власти, и два ее зама, курировали действия районных властей. С их одобрения принимались меры, достойные восхищения. Цитируем по протоколу «заседания рабочей группы по подготовке и проведению выборов» в Петроградском районе.
«Руководителям подразделений администрации взять под личный контроль выполнение плана мероприятий по обеспечению необходимой явки избирателей...». Видимо эта фраза подсказала местным властям идеи с раздачей тортов, чая, гречки и прочей бакалеи.
«Организовать работу филиалов ИКМО (избирательная комиссия муниципального образования – авт.) в местах проведения массовых мероприятий...». Это ново: до сих пор голосование допускалось только в специально отведенных местах, а не в их «филиалах».
«Поручить начальнику отдела планирования и контроля... обратиться в Комитет финансов администрации Санкт-Петербурга» с целью «решения вопроса финансирования...».
Избирателям, проголосовавшим досрочно, остается только благодарить городскую администрацию и местных чиновников за своего рода новогодние подарки. Кстати говоря, в некоторых районах это так и называлось: граждан приглашали прийти туда-то и туда-то «за подарками к Новому году». Удивленные нежданной щедростью власти, люди вместе с подарком получали бюллетень для досрочного голосования.
Интересно, что по закону муниципальные советы никак не связаны с районными администрациями, и чиновники просто не имели права вмешиваться в депутатские выборы. Это – дело самих муниципалов. Некоторые председатели действующих пока советов пытались сопротивляться тому, что происходило в их округах. Это, как правило, те, кто не выставлял своей кандидатуры на выборы 19 декабря и не намерен дальше дружить с районной властью. А кандидаты в депутаты с восторгом приняли помощь. Для них досрочное голосование – дополнительный, очень сильный и, главное, бесплатный прием политтехнологии.
Справедливости ради надо сказать, что отнюдь не во всех муниципальных округах идет предвыборная вакханалия. В некоторых подарков не дают, и там сотрудники избирательных комиссий сиротливо ждут своего электората. Который и в день голосования не обрадует их высокой явкой.
Ирина Тумакова,
Фонтанка.ру