Тридцать две реставрационные фирмы из Италии приняли участие в выставке «История и материя» в Этнографическом музее. Здесь можно увидеть платья римской оперы, посмотреть старинную генуэзскую дверь, и даже услышать отреставрированный голос Марчелло Мастрояни...
Только на выставке «История и материя» в Этнографическом музее Петербурга можно увидеть старинную генуэзскую дверь, посмотреть киноленту Мауро Болоньини и даже услышать голос Марчелло Мастрояни. Все это сохранилось только благодаря итальянским реставраторам.
Тридцать две реставрационные фирмы из итальянской области Лацио (главный город Лацио – Рим) решили поучаствовать в выставке: рассказать о своей работе и показать свои достижения. Один из самых эффектных экспонатов – платья из Римской оперы. Декорации позади манекенов и вспыхивающие прожектора позволяют почувствовать себя посетителем этого театра. Самый старинный экспонат здесь – наряд Эраклеи д’Арклее, сшитый специально для премьеры оперы Пуччини в 1900-м году. Но есть платья и более современные – например, 2000-го года. В коллекции костюмов Римской оперы – около 86 тысяч предметов. Все костюмы шьются в специальном театральном ателье. Мастер тут должен знать все о том, как одевались люди в разные исторические эпохи.
Кроме костюмов, впечатляет и старинная дверь XVIII века из генуэзского палаццо – главным образом, своими размерами. Ее высота – 260 сантиметров, ширина – 143 сантиметра. Перед реставрацией на двери были многочисленные повреждения, особенно много выбоин. Итальянские мастера обработали дверь специальным клеем, укрепив ее, а затем восстановили деревянный рельеф.
Любителям итальянского кинематографа наверняка понравится фильм «Ла Виачча» Мауро Болоньини. Лента отреставрирована, а тонирование цветом сепия помогло «состарить» фильм – зритель, таким образом, погружается в атмосферу давно ушедших времен. Новые технологии помогли отреставрировать и пленку с записью голоса Марчелло Мастрояни. Любой посетитель Этнографического музея, надев наушники, сможет оценить качество работы.
Конечно, далеко не все старинные экспонаты можно привезти в музей. Например, воссозданное надгробие папы Юлия II или термы Диоклетиана можно увидеть только на информационных плакатах, которые в изобилии украшают стены Этнографического музея. Там же можно узнать и множество подробностей из жизни реставрационных мастерских. К слову, один из стендов напоминает лабораторию алхимика: здесь много необычных инструментов (как, например, инструмент для золочения) и стеклянных баночек с индиго, каучуком, малахитом...
Экспозиция «История и материя» совсем недавно демонстрировалась в Брюсселе, а теперь экспонаты привезли к нам. Правда, всего на три дня – до 18 декабря. На открытие выставки приехала целая делегация итальянских чиновников из Лацио, а приветствовала их председатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Вера Дементьева.
Как рассказала Вера Дементьева корреспонденту «Фонтанки», позаимствовать опыт итальянцев мы не можем хотя бы потому, что петербургским памятникам самое большее – 300 лет, в то время как итальянским – 3000. Кроме того, в России и в Италии использовались совершенно разные по составу материалы, а потому в каждой стране – своя собственная реставрационная школа. «Но наши реставраторы итальянцам ни в чем не уступают, а реставраторы икон у нас – одни из лучших в мире», – сказала Вера Дементьева. Тем не менее, сотрудничать итальянцы были бы рады – а потому любой желающий может взять на выставке каталог с координатами итальянских фирм и обратиться к ним с деловыми предложениями.
Александра Балуева
Фонтанка.ру